Казнь Понтия Пилата читателю разбор романа М. <...> «Мастер и Маргарита» я записал и теперь, с любезного шения российского ным, А. Булгакова <...> Для меня этот роман по значительности, глубине, таланту — одна из книг века. <...> «Уликой» тому — странность ее композиции; у этой книги — композиция разорванная: сцены Москвы, сатирические, а иногда и печальные, перемежаются с патетическими сценами Иерусалима; между героями романа нет видимой связи: почему-то какие-то московские пошляки, администраторы, трепачи и жулики фигурируют наравне с Понтием Пилатом, Иисусом Христом, дьявол ом-Вол андом; прекрасные женщины, как Маргарита, — наравне с воровками и кухонными скандалистками. <...> И вот мне показалось, что путем к расшифровке может служить структурный анализ книги. <...> Надо рассмотреть, какой смысл заключен именно в композиционной ее стороне. <...> Прежде всего, попробуем дать характеристику •— очень схематичную — тому, что представляет собой традиционный европейский христианский роман. <...> Вся163 ГРАНИ № 80 кий такой роман, — не рассказ, не новелла, а именно роман, — немыслим и не может быть определен как роман, если он не посвящен нравственной теме. <...> Итак, традиционный европейский роман, который как обязательный принцип всегда содержит нравственное начало, можно изобразить схематически и сжато так: представим себе некую ось, идущую от одного полюса, на котором находится дьявол — греховное темное начало, к другому полюсу, на котором находится Христос — начало добра, света. <...> Эти, говоря условно, две фигуры, расположенные на противоположных концах оси, полярны друг другу. <...> На самой оси находится человек, герой романа, который волей сюжета, силой своих страстей, мечется по этой оси от одного полюса к другому. <...> Он может нисходить вглубь — в бездны греха, сомнения, отчаяния, разочарования в познании и понимании устройства мира (вспомним Фауста, которого отравило знание); он может в конце романа, если тот кончается благополучно, взойти наверх <...>