Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Почвоведение и инженерная геология: рабочая тетрадь для лабораторных занятий (220,00 руб.)

1   0
АвторыНесмеянова Нина Ивановна, Калашник Галина Ивановна, Жичкина Людмила Николаевна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц78
ID343243
АннотацияРабочая тетрадь разработана в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Почвоведение и инженерная геология». Учебное издание содержит пояснения, формы выполнения лабораторных работ, порядок и технику выполнения, задания для самостоятельной работы.
Почвоведение и инженерная геология: рабочая тетрадь для лабораторных занятий / Н.И. Несмеянова, Г.И. Калашник, Л.Н. Жичкина .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/343243 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Землеустройство, почвоведение и агрохимия» Почвоведение и инженерная геология Рабочая тетрадь для лабораторных занятий Фамилия, имя, отчество______________________________________________ Кинель РИЦ СГСХА 2015 УДК 631.4 ББК 40.3 П-65 П-65 Почвоведение и инженерная геология : рабочая тетрадь для лабораторных занятий / сост. <...> Описание почвенного профиля и подготовка образца к анализу. <...> Определение ёмкости катионного обмена и степени насыщенности почв основаниями……………………………………………………. <...> Задачи дисциплины: - получение знаний о составе, строении Земли, экзогенных и эндогенных процессах, минералах и горных породах, геохронологии, о почве как естественноисторическом теле природы, о физических и химических свойствах почв, морфологических признаках, о типах почв и их географическом распространении, о плодородии, о картографировании и бонитировке почв, об инженерногеологических свойствах горных пород; - изучение законов почвообразования в целях управления почвенным плодородием и охраны земель. <...> Подпись студента Тема 2 Горные породы: классификация, происхождение, значение Петрография – Дата выполнения Подпись преподавателя Горная порода – Горные породы (по составу) Полиминеральные Мономинеральные Горные породы (по условиям образования) 1. <...> Описать формы залегания интрузивных и эффузивных магматических пород (рис. <...> Формы залегания магматических горных пород 10 Осадочные горные породы по способу и условиям образования делятся на 3 группы: 1. <...> Подпись студента Дата выполнения Подпись преподавателя Тема 3 Почвообразующие породы Горные породы, из которых формируется почва, называются почвообразующими или материнскими. <...> Записать в таблицу 7 виды геологической работы экзогенных геологичеТаблица 7 Экзогенный <...>
Почвоведение_и_инженерная_геология_рабочая_тетрадь_для_лабораторных_занятий.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Землеустройство, почвоведение и агрохимия» Почвоведение и инженерная геология Рабочая тетрадь для лабораторных занятий Фамилия, имя, отчество______________________________________________ Кинель РИЦ СГСХА 2015
Стр.1
УДК 631.4 ББК 40.3 П-65 П-65 Почвоведение и инженерная геология : рабочая тетрадь для лабораторных занятий / сост. Н. И. Несмеянова, Г. И. Калашник, Л. Н. Жичкина. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 78 с. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Почвоведение и инженерная геология» для студентов агрономического факультета, обучающихся по направлению 21.03.02 Землеустройство и кадастры, профиль Землеустройство. Учебное издание содержит пояснения, формы выполнения лабораторных работ, порядок и технику выполнения, задания для самостоятельной работы. © ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015 © Несмеянова Н. И., Калашник Г. И., Жичкина Л. Н., составление, 2015 2
Стр.2
Оглавление Предисловие………………………………………………………………….. 4 Тема 1. Свойства породообразующих минералов…………………………. 5 Тема 2. Горные породы: классификация, происхождение, значение.......... 9 Тема 3. Почвообразующие породы…………………………………………. 12 Тема 4. Морфологические признаки почв………………………………..... 14 Тема 5. Описание почвенного профиля и подготовка образца к анализу.. 20 Тема 6. Гранулометрический состав почв………………………………..... 22 Тема 7. Общие физические свойства почвы……………………………….. 26 Тема 8. Определение содержания органического вещества в почве……... 29 Тема 9. Определение гидролитической кислотности почвы……………… 33 Тема 10. Определение ёмкости катионного обмена и степени насыщенности почв основаниями…………………………………………………….. 36 Тема 11. Определение капиллярной и полной влагоемкости…………….. 38 Тема 12. Природно-сельскохозяйственное районирование……………..... 42 Тема 13. Почвы полярно-тундровой и таёжно-лесной зон..……………… 45 Тема 14. Серые лесные почвы лесостепной зоны…………………………. 48 Тема 15. Чернозёмы лесостепной и степной зоны………………………… 50 Тема 16. Каштановые почвы зоны сухих степей………………………….. 55 Тема 17. Засоленные почвы…………………………………………………. 57 Тема 18. Бонитировка почв…………………………………………………. 63 Тема 19. Почвенные карты и картограммы………………………………… 68 Тема 20. Определение физических характеристик грунта………………… 70 Рекомендуемая литература………………………………………………….. 77 3
Стр.3
Предисловие Целью дисциплины «Почвоведение и инженерная геология» является теоретическое освоение основных её разделов и методически обоснованное понимание возможности и роли курса в решении задачи эффективного использования земли и повышения ее плодородия. Освоение дисциплины направлено на формирование системы компетенций проведения государственного земельного кадастра; правильного размещения севооборотов; рационального использования земельных фондов в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве и для других целей; решения вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Задачи дисциплины: - получение знаний о составе, строении Земли, экзогенных и эндогенных процессах, минералах и горных породах, геохронологии, о почве как естественноисторическом теле природы, о физических и химических свойствах почв, морфологических признаках, о типах почв и их географическом распространении, о плодородии, о картографировании и бонитировке почв, об инженерногеологических свойствах горных пород; - изучение законов почвообразования в целях управления почвенным плодородием и охраны земель. Учебное издание составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины и может быть использовано студентами для изучения дисциплины и самоконтроля знаний. 4
Стр.4
Тема 1 Свойства породообразующих минералов Минерал – Минералы твёрдые кристаллические аморфные группы химической классификации. Название класс 1 группа 2 подгруппа 3 Название минерала 4 Химический состав 5 Задание 1. Записать в таблицу 1 наиболее распространенные минералы из каждой Таблица 1 Классификация минералов жидкие газообразные 1 Самородные 2 Сульфиды 3 Галоидные соединения 5
Стр.5
1 2 безводные 4 Окислы водные карбонаты 3 4 Окончание табл. 1 5 сульфаты 5 Соли кислородных кислот фосфаты нитраты силикаты полевые шпаты плагиоклазы листовые силикаты ортосиликаты и метасиликаты глинистые минералы 6 Органогенные Форма кристалла или минерала не всегда хорошо выделена. Более точно определить главнейшие минералы можно по комплексу физических свойств. Главные из них: цвет, блеск, твёрдость, излом и характер спайности, прозрачность. Некоторые минералы обладают магнитностью, лучепреломлением, растворимостью, плавкостью, радиоактивностью и другими свойствами. Задание 2. Выписать в таблицу 2 названия и химический состав минералов с различными физическими свойствами. 6
Стр.6
Таблица 2 Физические свойства минералов Определение свойства Цвет Физическое свойство белый черный зеленый красный серый желтый синий Сложение крупно-кристаллическое мелко-кристаллическое листоватое шестоватое землистое плотное Блеск металлический жирный стеклянный шелковистый матовый Спайность весьма совершенная совершенная средняя несовершенная Излом раковистый занозистый неровный зернистый землистый Твёрдость минералов: ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Твердость минералов является важным диагностическим признаком, так как для одного и того же минерала является величиной довольно постоянной. Определяется твердость в условных единицах по шкале Мооса, которая состоит из 10 минералов, расположенных по нарастающей степени твердости. Задание 3. Записать шкалу твердости Мооса в таблицу 3. Шкала твердости Мооса Условное число единиц твердости 1 Минерал 2 Примитивные заменители 3 Таблица 3 Минерал Химический состав 7
Стр.7
Окончание табл. 3 1 2 3 Задание 4. Определите твердость 10 минералов и запишите в таблицу 4. Таблица 4 № п/п Минерал Определение твердости минералов Химический состав Твердость Минералогический состав Земной коры (по А. Е. Ферсману) % по массе 1. Полевые шпаты 2. Пироксены и амфиболы 3. Кварц и его разновидности 4. Вода в свободном и поглощённом состоянии 5. Слюды 6. Окислы и гидроокислы 7. Глинистые минералы 8. Кальцит 9. Фосфаты Минералы почвенного скелета (входят в состав минеральной части почвы) Первичные (% по массе) 1. Кварц – 2. Полевые шпаты – 3. Слюды – 4. Магнетит и гематит – 5. Апатит – 6. Нефелин, хлориты – 7. Минералы, содержащие микроэлементы – Вторичные 1. Растворимые соли ( 2. Окислы и гидроокислы ( 3. Глинистые минералы 3.1 3.2. 3.3. 8 ) )
Стр.8
Специфические свойства 1. 2. 3. 4. 5. Подпись студента Тема 2 Горные породы: классификация, происхождение, значение Петрография – Дата выполнения Подпись преподавателя Горная порода – Горные породы (по составу) Полиминеральные Мономинеральные Горные породы (по условиям образования) 1. Магматические – первичные – 2. Осадочные – вторичные – 9
Стр.9
3. Метаморфические – вторичные – Интрузивные (глубинные) По условиям образования магматические горные породы делятся: Эффузивные (излившиеся) Задание 1. Выписать в таблицу 5 аналоги магматических горных пород. Интрузивные и эффузивные магматические горные породы № п/п Интрузивные (глубинные) Таблица 5 Эффузивные (излившиеся) Задание 2. Описать формы залегания интрузивных и эффузивных магматических пород (рис. 1). 1 1 – 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - Рис. 1. Формы залегания магматических горных пород 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.