Го су дар ст вен ное казенное об ра зо ва тель ное уч ре ж де ние выс ше го про фес сио наль но го об ра зо ва ния «РОС СИЙ СКАЯ ТА МО ЖЕН НАЯ АКА ДЕ МИЯ» Н.Н. НИКИТИНА, А.И. ПУСТОЗЕРОВ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (таможенный аспект) У чебное пособие Москва 2014 УДК 159.9 ББК 88.8 Н62 Допущ ено учебно-методическим советом Российской таможенной академии в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 036401.65 «Таможенное дело» Рецензенты: А.А. БУЛКОВ, доцент кафедры философии Московского государственного индустриального университета, канд. пед. наук, доцент; И.Н. КОЛОБОВА, профессор кафедры менеджмента Российской таможенной академии, канд. психол. наук, доцент Никитина Н.Н. <...> Психология и педагогика (таможенный аспект): учебное пособие / Н.Н. Никитина, А.И. Пустозеров. <...> ISBN 978-5-9590-0790-4 В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методологии психологии и педагогики, психологические проблемы личности и социальная психология группы, раскрываются основные понятия и категории теории обучения (дидактики) и теории воспитания, особенности формирования и развития профессиональной и педагогической культуры российского таможенника. <...> Предназначено для студентов факультета таможенного дела Российской таможенной академии, изучающих дисциплину «Психология и педагогика». <...> Основные отрасли психологии и методы психологических исследований . <...> Психологические особенности деятельности должностных лиц таможенных органов в условиях конфликтных ситуаций . <...> Содержание пособия охватывает разделы фундаментальной и прикладной психологии, методологию и методы отечественных и зарубежных разработок психологических проблем, в том числе исследований в области психологии таможенного дела; в нем рассматриваются различные научные подходы к соотношению обучения, воспитания и развития специалистов таможенного дела, определяются пути их профессионального роста во взаимосвязи с интеллектуальным и духовным <...>
Психология_и_педагогика_(таможенный_аспект).pdf
УДК 159.9
ББК 88.8
Н62
Допущ ено
учебно-методическим советом Российской таможенной академии
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по специальности 036401.65 «Таможенное дело»
Рецензенты:
А.А. БУЛКОВ, доцент кафедры философии Московского государственного индустриального
университета, канд. пед. наук, доцент;
И.Н. КОЛОБОВА, профессор кафедры менеджмента Российской таможенной
академии, канд. психол. наук, доцент
Никитина Н.Н. Психология и педагогика (таможенный аспект): учебное
пособие / Н.Н. Никитина, А.И. Пустозеров. 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Российской
таможенной академии, 2014. 200 с.
ISBN 978-5-9590-0790-4
В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методологии
психологии и педагогики, психологические проблемы личности и социальная
психология группы, раскрываются основные понятия и категории теории
обучения (дидактики) и теории воспитания, особенности формирования
и развития профессиональной и педагогической культуры российского таможенника.
Предназначено
для студентов факультета таможенного дела Российской
таможенной академии, изучающих дисциплину «Психология и педагогика».
© Никитина Н.Н., Пустозеров А.И., 2014
© Российская таможенная академия, 2014
Стр.3
Оглавление
Предисловие ......................................................................................................6
Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ
Глав а 1. Введение в психологию ................................................................7
1.1. Психология как наука: основные этапы становления
и методы исследования .....................................................................7
1.2. Основные отрасли психологии и методы
психологических исследований ......................................................14
1.3. Сущность и содержание понятия «психика» ................................24
Краткие выводы ........................................................................................27
Вопросы для самоконтроля .....................................................................28
Глав а 2. Психология личности таможенника:
понятие личности в психологии,
психологические свойства личности ........................................29
2.1. Индивид, индивидуальность, личность .........................................29
2.2. Современные теории личности ......................................................32
2.3. Психологическая структура личности ...........................................36
2.4. Направленность, темперамент, характер
и способности личности .................................................................39
Краткие выводы ........................................................................................44
Вопросы для самоконтроля .....................................................................45
Глав а 3. Психология поведения и деятельности человека ....................46
3.1. Психологическая сущность деятельности .....................................46
3.2. Психологическая структура деятельности ....................................48
3.3. Таможенная деятельность как психологическая категория .........51
Краткие выводы ........................................................................................55
Вопросы для самоконтроля .....................................................................55
Глав а 4. Психические познавательные процессы ..................................56
4.1. Ощущение и восприятие .................................................................57
4.2. Внимание, память и воображение ..................................................62
3
Стр.4
4.3. Мышление и речь .............................................................................76
Краткие выводы ........................................................................................79
Вопросы для самоконтроля .....................................................................80
Глав а 5. Эмоциональные и волевые процессы
и психические состояния ...........................................................81
5.1. Эмоционально-чувственная сфера личности ................................81
5.2. Волевая сфера личности ..................................................................88
Краткие выводы ........................................................................................93
Вопросы для самоконтроля .....................................................................93
Глав а 6. Социальная психология группы ................................................94
6.1. Основные параметры изучения группы .........................................94
6.2. Социально-психологическая структура группы .........................105
Краткие выводы ......................................................................................108
Вопросы для самоконтроля ...................................................................109
Глав а 7. Конфликты в жизни человека: диагностика,
профилактика, разрешение ...................................................... 110
7.1. Сущность, виды и функции конфликтов ..................................... 110
7.2. Психологические особенности деятельности
должностных лиц таможенных органов
в условиях конфликтных ситуаций .............................................. 117
7.3. Методика предупреждения и разрешения конфликтов ..............127
Краткие выводы ......................................................................................132
Вопросы для самоконтроля ...................................................................133
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Глав а 8. Педагогика в системе наук о человеке и обществе ...............134
8.1. Возникновение и развитие педагогики ........................................134
8.2. Методы педагогического исследования .......................................139
Краткие выводы ......................................................................................142
Вопросы для самоконтроля ...................................................................143
4
Стр.5
Глав а 9. Общая характеристика процесса воспитания ........................144
9.1. Воспитание как педагогическое явление .....................................144
9.2. Основные закономерности, принципы и методы воспитания ...146
Краткие выводы ......................................................................................153
Вопросы для самоконтроля ...................................................................153
Глав а 10. Педагогические основы обучения ...........................................154
10.1. Дидактика как теория обучения ...................................................154
10.2. Сущность, закономерности, принципы и методы
обучения должностных лиц таможенных органов .....................160
Краткие выводы ......................................................................................169
Вопросы для самоконтроля ...................................................................169
Заключение ....................................................................................................170
Приложения ...................................................................................................171
Список рекомендованной литературы ........................................................198
5
Стр.6