Литературная критика Владислав КРАСНОВ Многоголосость героев в романе Солженицына «В круге первом» Памяти М. М. <...> Бахтина В одном из редких высказываний о своем искусстве, в интервью с Павелом Личко в 1967 году, Солженицын употребил слово «полифонический» в применении к своему творческому методу и предпочитаемому жанру: «Какой литературный жанр считаю наиболее интересным? <...> Полифонический роман, точно определенный во времени и в пространстве. <...> Тогда автор ответственен пусть даже за тридцать пять героев. <...> Две книги, на которые ссылается Солженицын, это, несомненно, «Раковый корпус» и «В круге первом», обеспечившие ему Нобелевскую премию за 1970 год. <...> Статья представляет собой перевод сокращенного варианта докторской диссертации «Polyphony of «The First Circle»: A Study in Solzenicyn's Affinity with Dostoevskij», защищенной автором в США в 1974 году. <...> 155 ГРАНИ Ясно, что, связав с полифоничностью большую часть своей творческой продукции, писатель придает этой концепции исключительное значение для понимания своего творчества. <...> Хотя Солженицын и не ссылается ни на Достоевского, ни на Бахтина, он употребляет термин «полифонический» именно в том значении, в каком Бахтин ввел его в научный оборот в 1929 году, определяя им главное, принципиальное свойство творчества Достоевского 2 . <...> Поэтому высказывание Солженицына неизбежно наводит на мысль о принципиальном сходстве его художественной концепции с полифоническими романами Достоевского. <...> В этой статье я попытаюсь доказать полифоничность романа «В круге первом», ограничившись разбором многоголосой оркестровки ведущих героев романа. <...> Большинство его героев, даже охранники шарашки, изображены с симпатией» 3 . <...> Вышеуказанный эффект, эффект «стушевавшегося» автора, как раз и является одной из главных целей замысла полифонического романа: чтобы создать «свободных людей» и обеспечить многоголосие их самостоятельных идеологических голосов, писатель должен избежать соблазна вставлять свой «голос <...>