Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского
Гуманитарный вектор
2012
Издаётся с 1997 г.
Учредитель:
ФГБОУ ВПО «Забайкальский
государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского»
Журнал зарегистрирован
Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77–42672
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть
опубликованы основные
научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора
и кандидата наук
Авторы несут полную ответственность
за подбор и изложение фактов,
содержащихся в статьях;
высказываемые ими взгляды
могут не отражать
точку зрения редакции
Рукописи, присланные в редакцию
не возвращаются
Перепечатка материалов
журнала допускается
только по согласованию
с редакцией
Адрес редакции
672007, г. Чита,
ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 44–04–25
факс: 8 (3022) 26–73–17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Сайт журнала в Интернете
http://www.zabvektor.ru
Подписной индекс журнала в каталоге
ОАО «Роспечать» 47194
Электронная версия журнала
размещена на платформе
Российской универсальной
научной электронной библиотеки
www.elibrary.ru
© Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского, 2012
Главный редактор объединённой
редакции:
И. В. Ерофеева, д-р филол. наук, доцент
Ответственный секретарь
объединённой редакции:
Ю. В. Гаврилова
№ 1 (29)
Выходит четыре раза в год
Редакционный совет:
И. И. Катанаев (председатель)
канд. физ.-мат. наук, доцент,
ректор ЗабГГПУ (Чита)
Н. В. Абаев, д-р ист. наук, проф.,
акад. АСН РАН и МАИ Нью-Йорк (Кызыл);
Ц. Батсуурь, д-р пед. наук, проф.
(Улан-Батор, Монголия);
А. Буржо, д-р социал. наук, акад.
Национального центра научных исследований
Франции (Париж, Франция);
Т. Ф. Кузнецова, д-р филос. наук, проф. (Москва);
Г. Ц. Пюрбеев, д-р филол. наук, проф.,
акад. РАЕН (Москва);
В. И. Рассадин, д-р филол. наук, проф.,
акад. РАЕН (Элиста);
Н. В. Языкова, д-р пед. наук, проф. (Москва)
Редакционная коллегия серии:
Т. К. Клименко (главный редактор серии),
д-р пед. наук, проф.;
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф.;
А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф.
Стр.2
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky
Humanitarian Vector
2012
Founded in 1997
Founder:
FSBEI HPE "Zabaikalsky State
Humanitarian Pedagogical University
named after N. G. Chernyshevsky"
The journal is registered
by the Federal Supervision Service in the Field
of Communication, Information Technologies
and Mass Communications (Roskomnadzor)
Registration certificate
ПИ № ФС77-42672
The journal is in the List
of the leading refereed
scientific journals and editions which
publish the main results
of dissertations for academic degrees
of doctors and candidates of sciences
The authors are fully responsible
for the selection and presentation
of the facts contained
in their articles;
the views expressed
by them do not necessarily reflect
the views of the editorial board
Reproduction of any materials
from the journal is allowed
only in coordination with the editorial board
The manuscripts submitted to the journal
are not returned
Address:
672007, Chita, 129 Babushkin St.
Phone: 8 (3022) 44-04-25
Fax: 8 (3022) 26-73-17
E-mail: gumvector@zabspu.ru
Journal web site http://www.zabvektor.ru
Subscription index
of the journal in the Catalog
of OAO “Rospechat” 47194
The electronic version of the journal
is placed on the platform of the Russian Universal
Scientific Electronic Library: www.elibrary.ru
© Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical
University named after N.G. Chernyshevsky, 2012
Editor-in-Chief of the Unified Editorial Board:
I. V. Erofeeva, Doctor of Philology, associate professor
Executive Secretary of the Unified Editorial Board:
Yu. V. Gavrilova
№ 1 (29)
Quarterly
Editorial Board:
I. I. Katanaev (Chairman),
Candidate of Physics and Mathematics, associate professor,
ZabSHPU Rector (Chita);
N. V. Abayev, Doctor of History, professor,
Academician of the Academy of Social Sciences
of the Russian Academy of Sciences,
Academician of the International Informatization
Academy – New York (Kyzyl);
Ts. Batsuur, Doctor of Pedagogy, professor
(Ulan Bator, Mongolia);
A. Bourget, Doctor of Sociology,
Academician of the French National Center
for Scientific Research (Paris, France);
T. F. Kuznetsova, Doctor of Philosophy,
professor (Moscow);
G. Ts. Pyurbeev, Doctor of Philology,
professor, Academician
of the Russian Academy of Natural Sciences (Moscow);
V. I. Rassadin, Doctor of Philology, professor,
Academician of the Russian Academy
of Natural Sciences (Elista);
N. V. Yazykova, Doctor of Pedagogy, professor (Moscow)
Series Editorial Committee:
T. K. Klimenko (Chief Series Editor),
Doctor of Pedagogy, professor;
N. М. Sarayeva, Doctor of Psychology, professor;
A. V. Rogova, Doctor of Pedagogy, professor
Стр.3
Содержание
ПедаГоГиКа
Бордонская Л. А., Игумнова Е. А. Подготовка будущих учителей естественно-научных
дисциплин к реализации технологии учебных вопросов...............................................................7
Виноградова Н. И., Касьянова Е. И. Оценка квалификации педагогических кадров как
способ измерения качества профессионального развития ............................................................15
Дугарова Д. Ц., Горлачев В. П. Сравнительный анализ гарантии качества высшего
образования России с международной практикой ..........................................................................21
Десненко С. И. Развитие личности молодого преподавателя как фактор его
профессионального становления ......................................................................................................27
Дугарова Д. Ц. Организационное развитие гарантии качества профессионального
образования в вузе .............................................................................................................................33
Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Технологические аспекты естественно-научного
образования студентов-гуманитариев в условиях перехода к ФГОС ВПО ..................................41
Самсонов В. С. Проблемы внедрения компьютерных технологий в учебный процесс
вуза .....................................................................................................................................................49
Ольховская Е. Ю. Общая характеристика роли влияния природных и социальнокультурных
факторов на развитие одарённого ребёнка .................................................................57
Рогова А. В. Индивидуальность как предмет исследования в отечественной философскопедагогической
мысли второй половины XIX – начала ХХ вв. ....................................................62
Сараева Н. М., Сеткова Н. А. Самореализация педагогов в осложнённых условиях
жизненной среды ...............................................................................................................................70
Санжиева Я. Б., Широкова И. Э. Сетевое педагогическое взаимодействие в системе
повышения квалификации учителей Иркутской области ..............................................................78
Эрдынеева К. Г. Образовательная среда вуза как объект гуманитарной экспертизы .................82
Сорокина Н. В., Рогова А. В. Кейс-стади в исследовании межкультурного опыта
студентов .............................................................................................................................................91
Черепанова Л. В. Проблема сопряжения программ высшего профессионального
и общего школьного образования на этапе магистерской подготовки будущих учителей
русского языка ...................................................................................................................................102
Швецов М. Ю., Дугаров А. Л. Государственно-общественное управление содержанием
и результатами профессионального образования ..........................................................................114
Игумнова Е. А., Горлачев В. П. Тенденции развития экологического образования
в мировом образовательном пространстве (середина 90-х гг. XX в. –
первая декада XXI вв.) .....................................................................................................................120
Клименко Т. К., Зволейко Е. В. Оценка учебных достижений бакалавров специального
образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями
в развитии» ........................................................................................................................................126
Клименко Т. К. Инновационное образование как фактор формирования личности будущего
учителя ...............................................................................................................................................138
Маланов И. А. Образовательное пространствo Бурятии в контесте цивилизационного
развития (XVIII – начало XX вв.) ....................................................................................................148
Орехова Н. В. Закономерности и принципы развития спонтанности в образовательном
процессе .............................................................................................................................................156
Грешилова И. А. Феномен духовности с позиции философской антропологии ........................165
Гомбоева М. И. Управление эффективностью НИР в региональном вузе: публикационная
активность и грантовая деятельность ППС ..................................................................................172
Стр.4
ПСихолоГия
Хисамбеев Ш. Р. Гносеологический и онтологический подход к психологическому
исследованию: историко-теоретический анализ ............................................................................179
Дзятковская Е. Н. Системное проектирование содержания экологического образования
на основе дидактических и психологических ориентировок .......................................................191
Терехова Т. А., Евдокимова А. С. Система детерминации экономической социализации
личности ............................................................................................................................................199
Ежевская Т. И. Психологическое здоровье как значимый ресурс информационнопсихологической
безопасности личности ......................................................................................205
Макарова И. Н. Индивидуально-стилевые детерминанты психических репрезентаций
масштабных международных событий ...........................................................................................211
Калашникова С. А. Анализ структуры личностных ресурсов в период юношества:
возрастно-психологические аспекты .............................................................................................218
Ворона О. А., Короченко Т. Ю. Роль личностных особенностей в профессиональной
деятельности оперативного персонала энергетической отрасли .................................................225
Симатова О. Б., Гранина К. В. Тревожность как фактор риска и протекции игровой
компьютерной аддикции у подростков ...........................................................................................235
Дагбаева С. Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире ...........240
Суханов А. А. Стратегии психологической адаптации человека, проживающего
в экологически неблагополучных условиях жизненной среды: теоретические
аспекты проблемы ............................................................................................................................247
Стр.5
CONTENTS
PEDAGOGY
Bordonskaya L. A., Igumnova E. A. Training Future Teachers of Natural Disciplines to
Employ Educational Questions Technology ..........................................................................................7
Vinogradova N. I., Kasianova E. I. Evaluation of Teachers’ Qualification as a Way to Determine the
Quality of Professional Development ...................................................................................................15
Dugarova D. Ts, Gorlachev V. P. Comparative Analysis of Higher Education Quality
Assurance in Russia and International Practice ...................................................................................21
Desnenko S. I. Young Teachers’ Personality Development as a Factor of Their Professional
Formation ..............................................................................................................................................27
Dugarova D. Ts. Organizational Development of Professional Education Quality Assurance
in High School .....................................................................................................................................33
Bordonskaya L. A., Starostina S. E. Technological Aspects in Science Education of the Humanities
Students in the Period of Transition to FSES HPE ...............................................................................41
Samsonov V. S. Issues of Applying Computer Technologies in the University Educational
Process ..................................................................................................................................................49
Olkhovskaya E. Yu. General Characteristic of the Role of Natural and Social-cultural Factors
Influence on a Gifted Child’s Development ..........................................................................................57
Rogova A. V. Individuality as a Research Subject in the Russian Philosophical and Pedagogical
Thought of the Second Half of the 19th – Beginning of the 20th Century ...........................................62
Sarayeva N. M., Setkova N. A. Teachers’ Self-realization in Complicated Living Environment ........70
Sanzhieva Ya. B., Shirokova I. E. Online Pedagogical Interaction in the System of Teachers’
Qualification Improvement in the Irkutsk Region ................................................................................78
Erdyneeva K. G. University Educational Environment as a Subject of Humanitarian Expertise ........82
Sorokina N. V., Рогова A. V. Case-Study in the Research of Students’ Intercultural Experience .......91
Cherepanova L. V. Higher Professional and General Secondary Education Curricula Junction at
the Master’s Level for Potential Russian Language Teachers .............................................................102
Shvetsov M. Yu., Dugarov A. L. State and Public Management of Professional Education
Content and Outcomes .........................................................................................................................114
Igumnova E. A., Gorlachev V. P. Tendencies in the Development of Environmental
Education in the World Educational Space (Mid-1990s – the First Decade of the 21st Century) .......120
Klimenko T. K., Zvoleyko E. V. Assessment of Educational Achievements of Special
Education Bachelors, profile “Psychological Support of Education of Persons with Problems in
Development” ......................................................................................................................................126
Klimenko T. K. Innovative Education as a Factor in the Formation of a Future Teacher ..................138
Malanov I. A. Educational Space of Buryatia in the Context of Civilization Development
(18th – early 20th centuries) ................................................................................................................148
Orekhova N. V. Regularities and Principles of Spontaneity Development in the Educational
Process .................................................................................................................................................156
Greshilova I. A. The Phenomenon of Spirituality from the Perspective of Philosophical
Anthropology .......................................................................................................................................165
Gomboeva M. I. Managing Research Effectiveness in a Regional University: Faculty’s
Publication and Grant Activities ..........................................................................................................172
Стр.6