Ю. Сорокин
Годы перелома. Литература и социальный прогресс
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 -- август 1845.
Редактор тома Г. А. Соловьев. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примечания Ю. С.
Сорокина.
М., "Художественная литература", 1981.
OCR Бычков М. Н.
Последние годы сотрудничества в "Отечественных записках" -- по-прежнему годы большой и
напряженной работы Белинского. За время с декабря 1843 по август 1845 года, охватываемое этим томом
сочинений, для журнала было нм написано пятнадцать статей {В том числе пять статей пушкинского
цикла (с пятой по девятую); см.: наст. изд., т. 6. Мы обращаемся здесь к этим статьям только в той мере, в
какой это необходимо для общей характеристики воззрений Белинского этого времени.} и большое число
рецензий, часто весьма значительных. Деятельность Белинского как ведущего критика достигла зенита, в
зените находились и популярность и влияние журнала. Имя Белинского и выражение: "критика
"Отечественных записок" были синонимами. Герцен свидетельствует: "Статьи Белинского судорожно
ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты
в кофейные спрашивать, получены ли "Отечественные записки"; тяжелый номер рвали из рук в руки.
"Есть Белинского статья?" -- "Есть",-- и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со
спорами... И трех-четырех верований, уважений как не бывало" (Герцен, т. IX, с. 29). Произведения
Белинского получали все большую известность не только во всей России, но отчасти и за ее рубежами.
Вместе с тем Белинский в эти годы болезненно переживает зависимость от прижимистого,
эгоистически расчетливого и тщеславного издателя. Усиливается в эти годы и цензурный гнет.
Умножаются придирки, открытые нападения и полуприкрытые выпады, а то и прямые доносы на
влиятельного критика. В преследовании Белинского принимают участие "Северная пчела" Булгарина и
Греча и "Библиотека для чтения" Сенковского, "Москвитянин" и обскурантный "Маяк". Можно
поражаться неистощимой энергии, преодолевающей изнурительность ежедневного труда публициста,
критика и библиографа, находчивости, с которой Белинский обходит бесчисленные препятствия,
непримиримо воинственному духу, неизменной бодрости и страстности бойца, которые обнаруживает
этот физически надломленный человек.
Белинский в эти годы занят объединением молодых писателей близкого ему направления. С этим
связано издание двух томов сборника "Физиология Петербурга" под редакцией Н. А. Некрасова. Душою
издания был Белинский; он -- автор замечательного введения и трех статей с интереснейшими
социальными характеристиками.
Мысль Белинского -- в непрестанных поисках новых путей, прямых ответов на "проклятые
вопросы", предлагаемые западной н русской действительностью. "Путь развития, которым шла критика
Белинского в "Отечественных записках" и "Современнике",-- писал Чернышевский,-- определяется тою
существенной чертою, что она все более и более проникалась живыми интересами нашей
действительности и вследствие того становилась все более и более положительною" (Чернышевский, т.
III, с. 226).
Все чаще являются у Белинского статьи, посвященные непосредственно вопросам развития
общества (статья об учебнике Смарагдова, очерк "Петербург и Москва"), литературно-критическая статья
включает в себя прямое изложение проблем социальных, переходит в жанр общественно-политического
трактата или памфлета (статья о "Парижских тайнах"), "Границы литературных вопросов", по замечанию
Чернышевского, становятся для критика "тесны". Эта эволюция очень заметна в цикле статей о Пушкине,
работа над которым захватила более трех лет. Так, в статье седьмой эстетический анализ "Цыган" и
характеристика Алеко прямо переходят в обсуждение вопросов социально-этических, в анализ и
осуждение "грубого и невежественного эгоизма, который невозможен для человека нравственно
развитого". Еще очевиднее вторжение социально-исторических проблем в восьмой и девятой статьях.
Белинский приступает к разбору романа с выдвижения центрального тезиса: "...не говоря уже об
эстетическом достоинстве "Онегина",-- эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и
общественное значение". "Вся наша статья об "Онегине" будет развитием этой мысли",-- подчеркивает
критик. И добавляет: "...какою бы ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей". Это
действительно было новым. Эстетическая критика решительно переходила в реальную, пользуясь
Стр.1