Учредитель: ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарнопедагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского»
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36625
Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
Журнал основан в 1957 г.
Выходит шесть раз в год
Главный редактор объединённой редакционной коллегии:
И. В. Ерофеева, д-р филол. наук, доцент
Редакторы серии:
Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор;
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, доцент
Редакционная коллегия выпуска:
А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф.;
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, доцент;
В. И. Екинцев, канд. психол. наук, доцент
Редактор англ. версии журнала:
Е. В. Наказная, канд. филол. наук, доцент
Ответственный секретарь:
Ю. В. Гаврилова
Председатель редакционного совета:
И. И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук, доцент, ректор ЗабГГПУ
Зам. председателя редакционного совета:
Л. А. Бордонская, д-р пед. наук, профессор
Члены совета:
П. С. Атаманчук, д-р пед. наук, проф. (Украина); Н. Байра, PhD (Улан-Батор, Монголия);
Ц. Батсуурь, д-р пед. наук, проф. (Улан-Батор, Монголия); Н. Бэгз, Dr. Sc. (Улан-Батор, Монголия);
Л. Г. Гуслякова, д-р социол. наук, проф. (Барнаул); В. А. Ильин, д-р физ.-мат. наук, проф. (Москва);
Ли Чуаньсюн, проф. (Харбин, КНР); В. В. Мазалов, д-р физ.-мат. наук, проф. (Петрозаводск);
И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф. (Улан-Удэ); Е. В. Пискунова, д-р пед. наук, проф.
(Санкт-Петербург); Ю. М. Резник, д-р филос. наук, проф. (Москва); В. С. Самсонов, д-р пед. наук, проф.
(Улан-Удэ); Н. В. Чекалева, д-р пед. наук, проф. (Омск); Чжен Шупу, д-р филол. наук, проф.
(Харбин, КНР); Н. В. Языкова, д-р пед. наук, проф. (Москва)
Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». – 2011. – № 5(40). – 235 с.
Адрес редакции: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8(3022)44-04-25, факс: 8(3022)26-73-17. E-mail: gumvector@zabspu.ru
© Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского, 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИКА
Теоретические вопросы педагогики
Бордонская Л. А., Старостина С. Е. Естественно-научное образование студентов
гуманитарных направлений подготовки: концептуальные положения и методические основы.......5
Димитриева В. Н. Творчество и духовно-нравственное становление личности в образовательном
процессе: состояние вопроса в современной отечественной педагогике.........................15
Барахович И. И. Инновационное образование: коммуникативный формат преобразований........20
Гвоздева Е. Н., Логинова Е. Г. Приобщение студентов к ценностям национальной культуры
и реализация межкультурного сравнительного подхода в процессе преподавания иностранного языка 26
Гусевская Н. Ю. Иноязычное образование как историко-образовательный феномен .............31
Левченко О. Ю. Преподавание иностранных языков в Читинской области в свете реализации
реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.) ..........................35
Дворниченко Н. Ю. Разработка проблемы становления социальной активности личности
будущего учителя в советской педагогике 60–80-е гг. ХХ в....................................40
Фомицкая Г. Н. Проектирование комплексной оценки эффективности региональной
системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..........................................45
Прикладные исследования по педагогике
Шилова М. И., Кашапова Н. В. Влияние профессиональных проб на выбор
старшеклассниками сферы трудовой деятельности ..........................................52
Гетьманенко Н. И. Диаметрально противоположные педагогические подходы
к интерпретации национальных ценностей: кто прав? .......................................57
Ермоленкова Г. В. Условия развития социальной компетентности подростков
в учебно-воспитательном процессе . . . . . . . . . . . . . . .........................................62
Рюхова Н. Ф. Роль мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне ..68
Кондратьева Н. И. Модель психолого-педагогического сопровождения
семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...........74
Пружинин К. Н. Влияние физкультурно-спортивной деятельности в социализации
и профессиональном самоопределении спортсменов ........................................78
Очирова О. Д. Культуросообразная среда как условие приобщения дошкольников
к региональной культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Клименко Т. К., Лапа Е. А. Мониторинг потребности рынка труда в выпускниках
системы высшего профессионального образования..........................................87
Яворская С. И. Реализация теории свободного воспитания в деятельности Л. Н. Толстого
в конце XІX – начале XX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...........................................92
Никонов Р. В. Создание межкультурного пространства школы и управление его развитием .......96
Практическая педагогика
Клименко Т. К. Модернизация образования в первом десятилетии ХХI века:
опыт реализации в Забайкальском крае . . . . . . . . . ..........................................100
Салютнова В. И., Шибанова Н. М. Творческое самовыражение детей старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности: структурно-содержательный анализ.................104
Михеева Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий
в современном российском образовании . . . . . . . . . . .......................................110
Лапина С. Н. Дистанционные образовательные технологии как средство развития
информационной культуры студентов педагогического колледжа .............................115
Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования .......................119
Ишина Л. А. Особенности обучения студентов аграрного вуза иностранному языку ............125
Бадмаева Б. Б. Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании .......129
3
Стр.3
ПСИХОЛОГИЯ
Теоретические вопросы психологии
Ежевская Т. И. Автономность как личностный ресурс
информационно-психологической безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Лежнева Т. М. Значение музыкального воспитания в становлении личности
воспитанников детских домов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Зволейко Е. В. Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического)
образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц
с нарушениями в развитии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Суханов А. А. Методологические и теоретические позиции исследования психологической
адаптации людей, проживающих в экологически неблагополучных условиях...................148
Эмпирическая психология
Панов В. И., Сараева Н. М. Психологический статус человека в регионе экологического
неблагополучия – результат взаимодействия компонентов системы «человек – жизненная среда»
(на примере детского населения Забайкальского края) ......................................153
Калашникова С. А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения
в трудных жизненных ситуациях людей с различными показателями жизнестойкости ...........161
Терехова Т. А., Евдокимова А. С. Представления о детерминантах экономической социализации
студентов Забайкалья в процессе профессионализации в вузе................................168
Коптева Н. В. Онтологическая уверенность и уверенность в себе ............................174
Кузнецова М. Д. Формирование субъектных качеств как механизм развития
способностей учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..........................................181
Капцов А. В. Личностные ценности как характеристика совместимости в учебных группах ......190
Гунзунова Б. А. Стилевые особенности саморегуляции
в профессиональной деятельности педагогов . . . . . ........................................195
Трофимова Е. Л. Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов .......199
Научная психология – практике
Невенчанный С. В. Психологические особенности агрессивного поведения
военнослужащих по призыву . . . . . . . . . . . . . . . . . . .........................................205
Симатова О. Б., Прокопьева Е. В. Возрастные особенности профессиональной направленности
школьников на разных этапах онтогенеза . . . . . . . . . ........................................210
Сеткова Н. А. Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий
типа «человек–знаковая система» . . . . . . . . . . . . . . . ........................................214
Мысникова Э. А. Изучение особенностей психологической адаптации юношеского населения,
проживающего на экологически неблагоприятной территории ...............................219
Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников.................223
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226
4
Стр.4