№ 1 Л.А. Манерко, доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики английского языка Высшей школы перевода (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: wordf2000@yahoo.com СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСАХ В статье раскрываются вопросы, связанные с выявлением знаний и их структур в двух основных типах дискурса — дискурсе художественного произведения и академическом дискурсе. <...> Автор уделяет внимание не только разнице между двумя типами дискурса, но и показывает, что понятие дискурса отличается от понятия текста. <...> Дискурс рассматривается им как динамическая система речемыслительной деятельности человека. <...> Ключевые слова: когнитивная лингвистика, функциональный подход, текст, дискурс, тип дискурса, знание, структуры знания, дискурс художественного произведения, академический дискурс. <...> (Philology), Professor at the Department of the Theory and Practice of Teaching the English Language, Higher School of Translation and Interpretation of Lomonosov Moscow State University, Russia; e-mail: wordf2000@yahoo.com Knowledge Structures Embodied in Fictional and Academic Discourse Issues related to the identification of knowledge and its structures are discussed in the article in connection with the study of two types of discourse: fictional and academic. <...> The author focuses on the difference between these two types on the basis of the notions “text” and “discourse. <...> ” Discourse is presented as a dynamic system of speech and a human being’s cognitive activity. <...> Key words: cognitive linguistics, functional approach, text, discourse, type of discourse, knowledge, knowledge structures, fictional discourse, academic discourse. <...> Знание и языковая деятельность человека В последние десятилетия, в связи с развитием когнитивнокоммуникативного направления в лингвистике, мы все чаще возвращаемся к истокам понимания человеческого мышления и познания, знания и значения, языка и коммуникации. <...> Мы пытаемся увидеть то ценное, что может подвести нас ближе к представлению знания, связав его с не менее важными явлениями <...>