Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Технологии добровольческой деятельности молодежи (220,00 руб.)

0   0
АвторыКалинина Зинаида Николаевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц190
ID338177
АннотацияСодержание пособия включает в себя программу дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», методическое обеспечение дисциплины. Программа курса представляет собой интеграцию теоретических разработок, практического опыта реализации программы дисциплины и предполагает использование различных форм организации образовательного процесса. Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, специалистов молодежных центров, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.
ISBN978-587-954-923-2
Технологии добровольческой деятельности молодежи : учебно-методическое пособие / З.Н. Калинина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015 .— 190 с. — ISBN 978-587-954-923-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/338177 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина ТЕХНОЛОГИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Н. Э. Баумана, г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры А. Ю. Фролов (ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-923-2 Содержание пособия включает в себя программу дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», методическое обеспечение дисциплины. <...> Практика организации волонтерской деятельности в ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого, вот уже много лет являются объединяющей идеей добровольческой деятельности студентов и преподавателей В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности. <...> В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». <...> Данная подпрограмма направлена на решение комплекса задач: «вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи, обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями». <...> Разработанный преподавателями университета элективный модульный блок дисциплин (курсов) по выбору студента углубленной подготовки представлен следующим образом: в каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования выделены <...>
Технологии_добровольческой_деятельности_молодежи.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Технологии_добровольческой_деятельности_молодежи.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина ТЕХНОЛОГИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2015
Стр.1
ББК 66.75я73 К17 Рецензенты: доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью И. Б. Шилина (ГБОУ ВПО МГППУ, г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Учебно-методического центра «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» Г. А. Мысина (ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н. Э. Баумана, г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры А. Ю. Фролов (ТГПУ им. Л. Н. Толстого, г. Тула) К17 Калинина, З. Н. Технологии добровольческой деятельности молодежи: Учеб.-метод. пособие / З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – 187 с. ISBN 978-5-87954-923-2 Содержание пособия включает в себя программу дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», методическое обеспечение дисциплины. Программа курса представляет собой интеграцию теоретических разработок, практического опыта реализации программы дисциплины и предполагает использование различных форм организации образовательного процесса. Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, специалистов молодежных центров, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др. ББК 66.75я73 ISBN 978-5-87954-923-2 © З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина, 2015 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ........................................................................................................................... 4 2. Программа дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи» .................................................................................................... 9 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ....................................................... 45 3.1. Глоссарий ........................................................................................................... 55 3.2. Хрестоматия ....................................................................................................... 68 3.2.1. Волонтерское движение: понятие, направления, основные характеристики ............................................................................. 68 3.2.2. Добровольческая деятельность как средство развития социальной активности молодежи ............................................................... 83 3.2.3. Нормативно-правовая база реализации добровольческой деятельности .................................................................... 89 3.2.4. Весенняя Неделя Добра ................................................................................. 92 3.2.5. Практика организации волонтерской деятельности в ТГПУ им. Л.Н.Толстого ............................................................................. 95 3.3. Рабочая тетрадь ............................................................................................... 121 4. Вместо заключения ..................................................................................................... 129 Приложения .................................................................................................................... 132 Приложение 1. Всеобщая декларация добровольцев ......................................... 132 Приложение 2. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации .................... 138 Приложение 3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года ....................................... 148 Приложение 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (Извлечения) ..................... 161 Приложение 5. Положение о Всероссийском Волонтерском корпусе 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов ........................................................................................... 170 Приложение 6. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ ............................................................................ 174 Приложение 7. Проблемы добровольческой деятельности молодежи: по материалам международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» ...................... 177 Приложение 8. Постановления ученого совета университета по вопросам добровольческой деятельности ............................................ 180 3
Стр.3
1. ВВЕДЕНИЕ «Украшай каждый день добрым делом» – эти слова выдающегося сына земли Тульской, чье имя носит Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, вот уже много лет являются объединяющей идеей добровольческой деятельности студентов и преподавателей В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.) подчеркивается необходимость формирования системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, которая определяется как добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения затрат, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности). В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Данная подпрограмма направлена на решение комплекса задач: «вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи, обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями». Данные нормативные документы стали ключевыми при организации образовательного процесса в высшем учебном заведении, были взяты за основу при разработке содержания учебных дисциплин и планирования воспитательной работы со студентами. Этому способствовало внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения отмечается, что при «разработке основной образовательной программы 4
Стр.4
бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ». Таким образом, в современном образовательном процессе вуза востребовано активное использование в учебном процессе со студентами практических наработок, что, в свою очередь, расширяет возможности для экспериментальной работы. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого при реализации основной образовательной программы в учебный процесс активно внедрена модульная система обучения, позволяющая оптимально проектировать последовательность изучения дисциплин и практик, эффективнее выстраивать междисциплинарные связи и траектории академической мобильности, более четко определять результаты обучения. Разработанный преподавателями университета элективный модульный блок дисциплин (курсов) по выбору студента углубленной подготовки представлен следующим образом: в каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования выделены 12 дисциплин, последовательно изучаемых с III по VIII семестр. Изучение дисциплин элективного модульного блока позволит студентам овладеть дополнительными специальными компетенциями, которые, по их мнению, являются наиболее востребованными на рынке труда. С 2012 года в ТГПУ им. Л. Н. Толстого реализуется элективный модульный блок «Организация работы с детьми и молодежью», который, по мнению разработчиков, должен быть направлен на формирование следующих дополнительных специальных компетенций: – способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий; – владеет методами психолого-педагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи; – способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; – владеет педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи1. В данный блок преподавателями были включены специально разработанные дисциплины: «Организация досуговой деятельности детей и молодежи», «Основы начальной туристической подготовки», «Органи1 Дополнительные специальные компетенции приводятся в авторской формулировке. 5
Стр.5
зация летнего отдыха детей и молодежи», «Технология добровольческой деятельности молодежи», «Организация ученического самоуправления», «Лидерство в молодежной среде», «Технологии патриотического воспитания молодежи», «Социализация молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Организация деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений», «Профилактика девиантного поведения детей и молодежи», «Технология работы с талантливыми детьми», «Информационно-коммуникационные технологии в работе с молодежью». В ходе реализации элективного модульного блока проводился мониторинг качества подготовки обучающихся с помощью специально разработанного диагностического инструментария. С учетом пожеланий студентов была проведена корректировка содержания элективного модульного блока. Дополнительно были включены новые дисциплины «Технологии профессионального самоопределения молодежи», «Дополнительное образование детей и молодежи: история, современность, перспектива», «Психолого-педагогические основы работы с молодежью», «Технологии взаимодействия с институтами гражданского общества в решении задач молодежной политики», «Духовно-нравственное воспитание молодежи», «Культура проектной деятельности». Каждая дисциплина включает 16 часов лекционных занятий, 26 часов семинарско-практических занятий, 2 часа отводится на контрольную, 64 часа – на самостоятельную работу студентов. Аттестация студента осуществляется в инновационной форме (защита портфолио, проведение конференции, тестирования, написание эссе и т. д.). Большое внимание было уделено разработке фонда оценочных средств, который в настоящее время включает в себя: – средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус-группа, дебрифинг и др.); – средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, веб-сайт, блог и др.); – средства оценивания, предполагающие анализ деятельности (мониторинг, конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.); – средства оценивания интегративного характера (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.). Особое место в профессиональной подготовке специалистов отводится практико-ориентированной дисциплине «Технологии доброволь6
Стр.6
ческой деятельности молодежи», направленной на усвоение студентами теоретических знаний и получение практических навыков в области добровольческой деятельности. При разработке содержания данного курса важное значение было уделено продвижению, обмену и распространению положительного опыта, разработке и внедрению инновационных моделей социально значимой деятельности детей и молодежи. В содержании дисциплины большое внимание отводилось освоению понятийного аппарата («доброволец», «волонтер», «добровольчество», «волонтерство», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «добровольческий центр» и т. д.), анализу нормативно-правового обеспечения добровольческой деятельности. В содержание программы, наряду с темами, позволяющими сформировать понятийный аппарат, познакомить с направлениями добровольческой деятельности, зарубежным и отечественным опытом организации волонтерской деятельности, были включены разделы, знакомящие с требованиями к личностным качествам добровольца, мотивами участия в волонтерской деятельности, современными технологиями организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными организациями. Организационный блок программы предполагает использование современных технологий (мастер-класс, тренинг, «круглый стол», деловая игра, тематический семинар, мини-конференция, экскурсия и др.). На практических занятиях большое внимание отводится социальному проектированию, предусмотрено участие студентов в конкурсных мероприятиях различного уровня. В ходе освоения дисциплины студенты приобретают опыт практической реализации социально значимых проектов. Целью технологии педагогической поддержки преподавателя является формирование у студентов культуры проектной деятельности. Важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, научились формулировать проблему, оценивать жизнеспособность идеи, готовить рабочую проектную документацию, организовывать презентацию проекта, участвовать в конкурсах проектов и т. д. В рамках дисциплины осуществляется подготовка портфолио добровольца, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента, анализ опыта практической работы, представленные и реализованные проекты, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, итоги проведенных исследований, написанных эссе и т. д. Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, спланировать действия по достижению более высоких результатов. Вовлечение студентов в добровольческую деятельность в университете предусматривает развитие инфраструктуры внеучебной деятель7
Стр.7
ности. При реализации программы дисциплины активно используются возможности центра поддержки и развития волонтерского движения, центра патриотического воспитания, досугового центра, центра здоровьесберегающих технологий, психологического центра и др. Данное пособие подводит итог работы коллектива преподавателей и студентов, которые развивали идею социального служения в учебновоспитательном процессе вуза. Представленная в пособии программа проходила апробацию в течение четырех лет. Авторы пособия систематически проводили опросы студентов, специалистов сферы молодежной политики, преподавателей, кураторов студенческих групп. Результаты проводимого мониторинга являлись основой для корректировки содержания программы дисциплины, изменения подходов к организации добровольческой деятельности. Содержание дисциплины корректировалось в том числе и за счет использования возможностей инфраструктуры вуза, расширения форм социального партнерства. Таким образом, на практике был реализован принцип единства учебной и внеучебной деятельности. Параллельно с реализацией программы дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи» коллектив авторов реализовал программу курсов повышения квалификации для специалистов сферы государственной молодежной политики по теме «Волонтерство – традиции и инновации». Научный коллектив продолжает работу над данной темой. Надеемся на то, что пособие будет интересно всем, кто занимается вопросами добровольческой деятельности и открыт для дальнейшего сотрудничества. 8
Стр.8
2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ» Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи» является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков организации добровольческих социальных и гуманитарных проектов. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Технологии добровольческой деятельности молодежи» относится к элективному модульному блоку дисциплин углубленной подготовки «Организация работы с детьми и молодежью». В рамках дисциплины осуществляется формирование теоретикометодологических основ добровольческой деятельности, системы представлений о современных направлениях добровольческой деятельности, практики организации добровольческой деятельности. В состав дисциплины входят: программа дисциплины, рабочая тетрадь, хрестоматия, глоссарий. Освоение данной дисциплины необходимо для качественного выполнения курсовой работы, проведения практики и стажировки студентов, организации педагогического сопровождения добровольческой деятельности молодежи. Дисциплина реализуется в условиях сетевого взаимодействия с центром поддержки и развития волонтерского движения, досуговым центром, психологическим центром, центром патриотического воспитания ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной Владеет методами психолого-педагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи Выпускник знает: 1. понятия, нормативно-правовую базу добровольческой деятельности; 2. умеет: 3. анализировать актуальные проблемы добровольческой деятельности; 9 программы 1
Стр.9
Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы 4. владеет: методами психолого-педагогического обеспечения добровольческой деятельности Способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью Выпускник знает: 5. технологии добровольческой деятельности; 6. умеет: применять на практике технологии добровольческой деятельности; владеет: технологиями педагогического сопровождения добровольческой деятельности детей и молодежи 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) В том числе: лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов семинарские занятия с использованием элементов дискуссии практическое занятие с использованием технологий кейс-стади (анализ конкретных ситуаций) практическое занятие с использованием деловой игры практические занятия с использованием исследовательского метода практические занятия с использованием метода проектов практические занятия с использованием элементов тренинга занятия-практикумы на базе центра поддержки и развития волонтерского движения контрольная работа Самостоятельная работа студента (всего) В том числе: внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям подготовка диагностической программы 10 Объем часов/ зачетных единиц 108/3 44 16 4 2 2 4 4 4 6 2 64 20 6
Стр.10
Вид учебной работы эмпирическое исследование по молодежной проблематике подготовка социально значимого проекта подготовка портфолио творческая групповая работа выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle Промежуточная аттестация в форме зачета Объем часов/ зачетных единиц 6 6 10 4 12 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов Тема (раздел) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий Тема 1 «Понятие добровольчества» Добровольчество: понятие, принципы, направления. Добровольческая деятельность как один из видов социального служения. Сущность добровольческого движения. Истоки возникновения волонтерства в нашей стране и в других странах мира. Основные понятия: волонтер, доброволец, добровольчество, добровольческая деятельность, общественно значимая деятельность, социально значимая деятельность, социальная практика Тема 2 «Направления добровольческой деятельности» Актуальные формы и направления добровольческой деятельности. Специфика и анализ примеров направлений добровольческой деятельности. Основные понятия: социально незащищенные группы; здоровый образ жизни; экологическая, краеведческая, творческая деятельность; интернет-добровольчество 2 2 – 8 2 2 – 8 11 Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Стр.11
Тема (раздел) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий Тема 3 «Зарубежный опыт организации волонтерской деятельности» Организация волонтерского движения в разных странах. Зарождение волонтерства за рубежом. Направления волонтерской деятельности в различных странах. Международные волонтерские организации. История зарождения и современное состояние различных международных волонтерских организаций в различных странах мира. Специфика организации и функционирования крупных международных волонтерских организаций. Основные понятия: центры добровольцев, социальная активность, международное сотрудничество Тема 4 «Современные волонтерские проекты в России и странах мира» Тема 5 «Личность волонтера» Сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных волонтерских проектов. Типология современных волонтерских проектов. Гуманитарные проекты. Сопоставительный анализ российских и зарубежных проектов на различных этапах их реализации. Основные понятия: проект, классификация проектов, паспорт проекта, планирование проекта, эффективность проекта Мотивы, лежащие в основе добровольческой деятельности. Компетенции, формирующиеся в процессе добровольческой деятельности. Личность волонтера. Основные понятия: мотивы волонтерской деятельности, личные качества волонтера, лидерский потенциал, компетенции волонтера Тема 6 «Технологии организации волонтерской деятельности» Волонтерский проект. Этапы подготовки и реализации проекта. Центры поддержки и развития волонтерского движения. Технологии привлечения волонтеров. Технологии обучения волонтеров. Виды и способы поощрения волонтеров. Конкурсы социально значимых проектов. Опыт организации 12 2 4 – 8 2 4 – 8 2 4 – 8 2 4 – 8 Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Стр.12
Тема (раздел) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий добровольческой деятельности в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Поддержка и развитие волонтерского движения, инновационные технологии в работе с волонтерами. Основные понятия: технологии привлечения волонтеров, стратегии набора волонтеров, алгоритм собеседования, тренинг, формы обучения и поддержки волонтеров Тема 7 «Взаимодействие с государственными и общественными организациями» Тема 8 «Психологопедагогическое сопровождение волонтерского движения» Нормативно-правовые документы, регулирующие волонтерскую деятельность. Условия для дальнейшего развития добровольческой деятельности в России. Типы благотворительных и добровольческих организаций. Основные понятия: добровольческая организация, благотворительный фонд, благотворительное общество Психолого-педагогические технологии. Технологии психолого-педагогического сопровождения волонтерского движения. Школа волонтера. Теоретические и практические аспекты организации школы волонтера. Конкурсы добровольцев. Основные понятия: сопровождение, поддержка, конкурс, проект Контрольная работа Зачет 2 2 – 8 2 4 – 8 ИТОГО: 108 16 тельной работы обучающихся по дисциплине Методические рекомендации к разработке социально значимого проекта Описание проекта представить по следующей схеме: название проекта, актуальность проекта, целевое назначение проекта, задачи про13 26 2 2 64 Перечень учебно-методического обеспечения для самостояЗанятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Стр.13
екта, общий замысел, формы и механизмы реализации проекта, ресурсное обеспечение, ожидаемый результат, календарный план. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Суть метода проектов – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, а также решение этих проблем через проектную деятельность. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знаний и позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Требования к использованию метода проектов: – наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; – практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; – самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность студентов; – структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); – использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой штурм», «круглый стол»; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (анкетирование, эксперимент, наблюдение и т. д.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, творческий отчет, видеосюжет и т. д.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Методические рекомендации к написанию эссе Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальное впечатление или сообщение по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе представляет собой субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссе выражает индивидуальный взгляд на тот или иной предмет. Основные признаки эссе: небольшой объем, конкретная тема, открытое личностное осмысление, свободная композиция, парадоксальность и афористичность, разговорная интонация и лексика. Эссе может 14
Стр.14
иметь разные литературные формы: проповедь, дневник, рассказ, очерк, письмо и т. д. Методические рекомендации к составлению портфолио Портфолио представляет набор структурированных определенным образом материалов по предмету. Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности такие, как представленные и реализованные проекты, участие в олимпиадах, конкурсах, олимпиадах, проведенные исследования, написанные эссе. Портфолио позволяет самому студенту и работающим с ним преподавателям проанализировать, обобщить и систематизировать результаты работы, объективно оценить возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Примерная структура портфолио 1. Общие сведения о студенте. ФИО (фамилия, имя и отчество должны быть обозначены ярко и четко, возможно размещение фотографии). Год рождения. Образование. Дополнительное образование (пройденные курсы, семинары, тренинги, конкурсы и т. д.). Награды, грамоты, благодарственные письма. Копии документов (сертификатов, грамот, благодарственных писем и т. д.). 2. Результаты учебно-профессиональной, научной деятельности. В этом разделе могут быть представлены материалы, демонстрирующие результаты освоения образовательной программы и сформированности компетенций по предмету; участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.; подготовка творческих отчетов, рефератов, докладов, статей, проектов и т. д. 3. Воспитательная деятельность. Раздел может содержать список мероприятий, в которых студент принял участие, разработанные проекты, сценарии воспитательных мероприятий, фотографии и видео с записью проведенных мероприятий. 4. Дополнительная информация. Методические рекомендации по разработке анкеты В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки: Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным. Запрещено употребление малораспространенных, малопонятных слов и специальных терминов. 15
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ