ЛЕСКОВА «ГОРА» Статья посвящена творческой истории повести Лескова «Гора» (1890). <...> Известно, что основным сюжетным источником повести Лескова «Гора» послужило проложное «Слово о кузнеце, иже молитвою сотвори воздвигнутися горе и воврещися в Нил реку» (далее — «Слово») от 7 окт., с которым писатель познакомился по изданию Пролога 1642– 1643 гг. <...> Но вдруг «златокузнец» вспомнил евангельские слова: «Аще соблажняет тя рука твоя десная или нога, отсецы ю, или око, — избоди е». <...> В то время, когда произошел этот случай, Египтом овладели «сарацины» и стали принуждать александрийских христиан причаститься к скверной магометовой вере. <...> Христианам дается на его исполнение восемь дней. <...> Тогда нечестивые «сарацины» уверовали во святую Троицу и обещали 94 Как показывают творческие материалы, Лесков не остался равнодушным прежде всего к образу «златокузнеца». <...> В отличие от проложного «Слова», в конспекте смысловым ядром становятся те эпизоды, где с наибольшей полнотой выражена сила и стойкость праведного «златокузнеца»: сцены соблазнения «некой женой» и чудо с горой. <...> Эти фрагменты Лесков маркирует кавычками и переписывает их с особой тщательностью на церковнославянском языке. <...> По своей духовной и нравственной силе проложному персонажу близок один из главных героев «Соборян», о. <...> В рукописной редакции хроники под более ранним названием «Божедомы. <...> 4 Глава 18; в окончательном варианте данные слова автором зачеркнуты [Лесков, 1997]. <...> 95 Импульсом для нового осмысления сюжета проложного «Слова» послужила полемика Лескова со «старым поверьем» о женщинах как соблазнительницах. <...> Суть полемики писатель излагает в свойственной ему ироничной манере в предисловии к циклу «Легендарные характеры» (1887): «Тридцать лет назад, когда у нас писали о женском вопросе, не раз было упоминаемо, будто в России репутации женщин был нанесен большой вред житийными сказаниями, которым верили наши предки <.> женщины постоянно выставлялись соблазнительницами <...>