Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №6 2013

Творческая история повести Н. С. Лескова "Гора" (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМинеева
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц18
ID338081
АннотацияСтатья посвящена творческой истории повести Лескова "Гора" (1890). Выявляются причины, повлиявшие на замысел произведения; анализируется каждый этап работы (от замысла к окончательной редакции), устанавливаются литературные и исторические источники.
УДК821.161.1.09"18"
Минеева, И. Творческая история повести Н. С. Лескова "Гора" / И. Минеева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2013 .— №6 .— С. 94-111 .— URL: https://rucont.ru/efd/338081 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛЕСКОВА «ГОРА» Статья посвящена творческой истории повести Лескова «Гора» (1890). <...> Известно, что основным сюжетным источником повести Лескова «Гора» послужило проложное «Слово о кузнеце, иже молитвою сотвори воздвигнутися горе и воврещися в Нил реку» (далее — «Слово») от 7 окт., с которым писатель познакомился по изданию Пролога 1642– 1643 гг. <...> Но вдруг «златокузнец» вспомнил евангельские слова: «Аще соблажняет тя рука твоя десная или нога, отсецы ю, или око, — избоди е». <...> В то время, когда произошел этот случай, Египтом овладели «сарацины» и стали принуждать александрийских христиан причаститься к скверной магометовой вере. <...> Христианам дается на его исполнение восемь дней. <...> Тогда нечестивые «сарацины» уверовали во святую Троицу и обещали 94 Как показывают творческие материалы, Лесков не остался равнодушным прежде всего к образу «златокузнеца». <...> В отличие от проложного «Слова», в конспекте смысловым ядром становятся те эпизоды, где с наибольшей полнотой выражена сила и стойкость праведного «златокузнеца»: сцены соблазнения «некой женой» и чудо с горой. <...> Эти фрагменты Лесков маркирует кавычками и переписывает их с особой тщательностью на церковнославянском языке. <...> По своей духовной и нравственной силе проложному персонажу близок один из главных героев «Соборян», о. <...> В рукописной редакции хроники под более ранним названием «Божедомы. <...> 4 Глава 18; в окончательном варианте данные слова автором зачеркнуты [Лесков, 1997]. <...> 95 Импульсом для нового осмысления сюжета проложного «Слова» послужила полемика Лескова со «старым поверьем» о женщинах как соблазнительницах. <...> Суть полемики писатель излагает в свойственной ему ироничной манере в предисловии к циклу «Легендарные характеры» (1887): «Тридцать лет назад, когда у нас писали о женском вопросе, не раз было упоминаемо, будто в России репутации женщин был нанесен большой вред житийными сказаниями, которым верили наши предки <.> женщины постоянно выставлялись соблазнительницами <...>