Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2013

Каким должен быть современный вузовский курс русского синтаксиса? (60,00 руб.)

0   0
Первый авторФедосюк
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц8
ID338067
АннотацияИзложена концепция обновленного вузовского курса русского синтаксиса. По мнению автора, этот курс должен базироваться: на последовательном описании семантики любых синтаксических единиц; на четком разграничении семасиологического и ономасиологического аспектов описания языка и на объяснении причин существования каждого из описываемых явлений.
УДК81'36
Федосюк, М. Каким должен быть современный вузовский курс русского синтаксиса? / М. Федосюк // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2013 .— №5 .— С. 199-206 .— URL: https://rucont.ru/efd/338067 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 М.Ю. Федосюк КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗОВСКИЙ КУРС РУССКОГО СИНТАКСИСА? <...> В статье изложена концепция обновленного вузовского курса русского синтаксиса. <...> По мнению автора, этот курс должен базироваться: (1) на последовательном описании семантики любых синтаксических единиц; (2) на четком разграничении семасиологического и ономасиологического аспектов описания языка и (3) на объяснении причин существования каждого из описываемых явлений. <...> В 1870 г., читая в Санкт-Петербургском университете вступительную лекцию по кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков, И.А. Бодуэн де Куртенэ говорил о той ограниченной ценности, которую имеет «описательное, крайне эмпирическое направление в языкознании, ставящее себе задачею собирать и обобщать факты чисто внешним образом, не вдаваясь в объяснение их причин и не связывая их между собою на основании их сродства и генетической зависимости» [Бодуэн де Куртенэ, 1963: 53]. <...> «Тем не менее, — делал важную оговорку ученый, — как первый шаг в науке, как подготовка, описательные операции необходимы <…> Хорошие описательные грамматики, издания памятников и словари останутся навсегда насущной потребностью нашей науки, и без них даже самым гениальным теоретическим выводам будет недоставать фактического основания» [Бодуэн де Куртенэ, 1963: 54]. <...> В то же время свое предпочтение ученый отдавал иному — «истинно научному» направлению, цель которого состоит: «1) в объяснении явлений соответственным их сопоставлением и 2) в отыскивании сил и законов, т. е. тех основных категорий или понятий, которые связывают явления и представляют их как беспрерывную цепь при199 чин и следствий» [Бодуэн де Куртенэ, 1963: 55]. <...> Следуя традиции, заложенной младограмматиками, Бодуэн именовал это направление «историческим», однако точнее, по-видимому, было бы назвать его объяснительным. <...> Вопросы о том, чем обусловлены особенности устройства того или иного языка, а главное — каким образом <...>