№ 3 Е.А. Каркищенко АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В данной работе затрагиваются проблемы гендерной идентичности и способов ее репрезентации подростками. <...> Формирование гендерной идентичности, которая традиционно рассматривается как подструктура социальной идентичности, характеризующая человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, — бесконечный и необратимый процесс, сопровождающий личность на протяжении всей жизни и сопряженный с различного рода кризисами [Берн, 2001: 43]. <...> Все эти процессы усложняются в подростковом возрасте — нерефлексированные детские представления о своей половой принадлежности превращаются в подростковую гендерную идентичность, становящуюся одним из центральных элементов самосознания и требующую определенных способов выражения [Кон, 1991: 112]. <...> В данной работе мы поставили перед собой задачу выявить основные способы языковой гендерной самопрезентации подростков в виртуальном мире, используя метод контент-анализа на материале подростковых аккаунтов в социальных сетях. <...> Исследования, проводившиеся среди американской молодежи, показали, что в 2003–2006 годах 28 % подростков обоих полов имели собственные виртуальные дневники, а в 2009 г. их количество сократилось до 14, зато около 73 % объявили о своем присутствии в социальных сетях [Huffaker and Calvert, 2005]. <...> Подобные статистические данные способствовали тому, что наше исследование было сконцентрировано на социальной сети «Вконтакте» (www.vk.com). <...> По мнению психолога И.С. Кона, важная особенность подростковой онлайновой активности — стремление отгородиться от взрослых. <...> Вполне ожидаемо в таком случае, что подростки будут стремиться затруднить узнавание их сетевых образов и постараются замаскировать их с помощью ложной информации [Кон, 2010]. <...> Способность к самосознанию себя как отдельного индивида, являющаяся фундаментальным свойством коммуникативной <...>