Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Стиль и композиция критической прозы Иннокентия Анненского

0   0
Первый авторФедоров
Страниц14
ID1767
АннотацияО творчестве автора (Анненский Иннокентий Федорович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Федоров, А.В. Стиль и композиция критической прозы Иннокентия Анненского : Статья / А.В. Федоров .— 1979 .— 14 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
Стиль_и_композиция_критической_прозы_Иннокентия_Анненского.pdf
А.В.Федоров. Стиль и композиция критической прозы Иннокентия Анненского ---------------------------------------------------------------------------Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский "Книги отражений", М., "Наука", 1979 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Идейное содержание, метод, эстетическое своеобразие во всяком подлинно художественном произведении литературы составляют органическое единство. Это положение полностью применимо к наследию Анненского в области прозы - его статьям о творчестве русских и западноевропейских авторов: они - не памятник литературно-критической мысли, но и художественное целое. Индивидуально-художественное деятельность и других современников модернистского направлений, в том эстетическое начало проявлялось в символистского и только своеобразие отличало критическую Анненского числе поэтов. И естественно, что это критике по-разному, т. е. в соотношении с чертами дискурсивно-логического подхода к анализу литературы - классической ли, современной ли. В прояснении той общей 221-239.} (во второй его "Критическая проза Блока") он посвятил этой задаче две специальные "Литературное окружение" и "Кризис в критике" {Максимов Д. Поэзия части - главы - и проза вообще разном конца 90-х годов и начала XX в. и которая до последнего времени была в общем мало изучена, большая заслуга принадлежит Д. Е. Максимову. В своем творчестве Блока {Там же, с. 183-221, картины, которую составляла русская критика труде о Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1975.}. Здесь впервые обобщающим образом, в результате глубокого исследования огромного материала, охарактеризованы в качестве критиков видные поэты-современники Андрей Белый, Вяч. Иванов, К. Бальмонт и другие, а также представители основным предметом автора, изучена в книге с исчерпывающей полнотой. При этом автор имеет в виду и идейные позиции критиков и Анненском их здесь говорится сравнительно немного, но современниках, в особенности же все относящееся к быть Анненского - Валерий Брюсов, иных литературных направлений, как близких к символизму, так и не соприкасавшихся с ним. Критическая проза А. Блока, являющаяся стилистическую манеру. Об сказанное о его характер Анненского-критика, как в его отличиях от них, так и в том, что его с ними сближает. И наибольшая общность может Анненским и Блоком. По сравнению с критиками и теоретиками из лагеря символизма (и обоих сближает тенденция смысл образов модернизма) их социально-психологический гуманистическая трактовка, и обоим Брюсова - особенно в ранних сформулированное статьях) либо Д. Е. Максимовым положение Блоку, помогает уяснить констатирована между вообще к проникновению в чуждо специально-эстетическое (как у абстрактно-философское или мистическое их истолкование (как у А. Белого, Вяч. Иванова, Мережковского). Вместе с тем "символистская критика в своем господствующем русле стремилась в особый вид словесного искусства - стать _поэтической_, эстетизированной критикой" {Максимов Д. Указ. соч., с. 191. Курсив Андрея философской эрудицией, обилие в них разнообразных терминов, эксцентрическая порой парадоксальность Белого, перегруженность образов, и сложный синтаксис и торжественный, поучительный, временами - чуть ли не жреческий тон критических выступлений Вяч. Иванова, и полная "красивостей" помпезная декларативность критической прозы Бальмонта. Надо при этом со всей решительностью критики, тенденция к ее эстетизации ни для Блока, ни для Анненского, ни для других названных самодовлеющим. Не была писателей, кроме разве она и выразительности. Специфическая чем-то художественность оговорить, что художественность Бальмонта, не была добавочным, усиливающим средством формы критической прозы вытекала из полноты интеллектуальных и эмоциональных переживаний, вызванных литературными творениями, стремлением говорить о них на их языке или в мы знаем, меру возможности приблизиться к нему, заразить своими впечатлениями читателя. Надо еще при этом и подчеркнуть, что принципы "искусства для искусства" тут были ни при чем. К ним Анненский, хоть он и не избежал известных колебаний в поисках ответа на вопрос о назначении искусства, относился, как отрицательно {См. выше статью И. И. Подольской - с. 503-504.}. Здесь - черта, тоже сближающая автора "Книг отражений" с Блоком, для искусство было неотъемлемо от жизни, "нераздельно", хоть нею. их от и "неслиянно" с Важно еще и другое. Анненского роднит с критиками-символистами и шире - модернистами - одна общая особенность, отличающая либерально-буржуазных историков литературы и критиков начала века. Если те, как правило, обращались прежде всего изображаемого, то Анненского и ближайших к нему по духу биографическими реминисценциями) и слова во всем диапазоне глубинный устанавливавшийся на основании многозначимости, емкости его образных и консервативных и к прагматическому "прямому" смыслу критиков (а среди них более всего Блока) привлекал внутренний мир писателя (нередко и в связи с эмоциональных ассоциаций. Для Анненского - критика и эссеиста, так же как и для Блока, характерен интерес к трагически противоречивым переживаниям писателя и его героев (высказывания их обоих о Достоевском, о Гейне, об Ибсене, статьи Анненского о Тургеневе, о "Гамлете" и мн. др.). Это отражает присущий как им обоим, так и В. Брюсову и Белому пафос неприятия той действительности против которой восстают или которую болезненно воспринимают их любимые авторы. Общее современниками-символистами - увлечение и Достоевским этюд Брюсова о Гоголе "Испепеленный", многочисленные у обоих с и Гоголем (вспомним работы Белого о Гоголе). Анненский, как и другие критики на рубеже XIX и XX столетий поэтах, прозаиках, драматургах, которые были его Толстом, Чехове, Горьком, Л. Андрееве, Бальмонте и других из зарубежных авторов - об Ибсене. Но и о классиках недавнего прошлое представлялось вчерашним днем: ведь Анненский был присутствовал на литературных вечерах с участием оставалось исторически еще очень на похоронах Гоголя. И к современниками, - о русских писал о Л. прошлого лириках, он тоже высказался не как историк литературы, а скорее как критик, потому что это недавнее близким, Тургенева, произведениях этих писателей он судит почти так, как критики-современники. К этому же близкому прошлому русской литературы тянулись живые классиков середины XIX в. - Лермонтова и обращается тоже не как исследователь-историк, а от тем вопросами, которые встают для него в их сочинениях и наполняются Достоевского, и о нити книг ним Анненский как критик, встревоженный жгучим смысл произведения, художественного которого его статей и литературных произведений, их же о том, что превратиться применимо именно к Блоку и Анненскому. Обоим чужды и чуть суховатая, сжатая деловитость высказываний Брюсова (особенно более поздних), и размашистость автора.}, более всего стилистическая рецензий внимания все время
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически