Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №6 2011

Предромантические основы теории вымысла в поэтике М. В. Ломоносова (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц14
ID337792
АннотацияЛомоносов рассматривается как новатор в истории отечественной теоретической поэтики. Его учение о "fictio" предвосхитило романтические представления о вымысле.
УДК82.01
Смирнов, А. Предромантические основы теории вымысла в поэтике М. В. Ломоносова / А. Смирнов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2011 .— №6 .— С. 7-20 .— URL: https://rucont.ru/efd/337792 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Смирнов ПРЕДРОМАНТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЫМЫСЛА В ПОЭТИКЕ М.В. <...> ЛОМОНОСОВА Ломоносов рассматривается как новатор в истории отечественной теоретической поэтики, его учение о “fi ctio” предвосхитило романтические представления о вымысле. <...> Отстаивание общественного значения поэзии активно способствовало утверждению ее специфики. <...> Центральный вопрос поэтики классицизма — вопрос о подражании, вымысле, особенностях их соотношения в искусстве. <...> Тезис о подражании природе и вымысле был первой попыткой определить специфику поэзии, сущность поэтического, вскрыть особенности художественного познания. <...> Учение о подражании и вымысле в искусстве есть форма осознания процесса оформления поэтического искусства в специфическую и самодостаточную сферу. <...> Правильное понимание этой стороны теории русского искусства художественного слова возможно лишь при сопоставлении с трактовкой понятия подражания в европейской литературно-эстетической теории. <...> Именно анализ теории подражания помогает понять специфику художественного идеала русского предромантизма. <...> Понятие подражания в поэзии, как и характер его философского обоснования, было основой европейских теорий поэзии. <...> Оно становилось основополагающим принципом всей системы новой поэтики, так как ответ на вопрос: «Что такое подражание?», — раскрывает характер отношения искусства к действительности, и каждая эпоха пыталась решить его по-своему. <...> В теории подражания и вымысла на первый план выступает характеристика творческого процесса, различается объект и предмет искусства. <...> Объектом искусства становится «закономерное» в при7 роде, а непосредственным предметом деятельности художника — «вымышление» правдоподобных героев и «приличествующих» их общественно-психологическому статусу обстоятельств (“decorum”). <...> Главное в этой теории — признание как предметной соотнесенности между миром искусства и миром природы, так и специфической обособленности искусства <...>