Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №5 2011

Катарсис и смежные понятия (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПереяслова
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID337773
АннотацияРассматривается категория катарсиса, которая сохраняет актуальность для литературы близких нам эпох, однако в науке этому понятию часто недостает терминологической строгости. В статье на материале литературы 19-20 вв. дается характеристика современных модификаций катарсиса, а также рассматриваются логически противостоящие ему феномены - отсутствие катарсиса и антикатарсис.
УДК82.0
Переяслова, М. Катарсис и смежные понятия / М. Переяслова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2011 .— №5 .— С. 137-146 .— URL: https://rucont.ru/efd/337773 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 5 М.О. Переяслова КАТАРСИС И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ Категория катарсиса сохраняет актуальность для литературы близких нам эпох, однако в науке этому понятию часто недостает терминологической строгости. <...> В статье на материале литературы XIX–XX вв. дается характеристика современных модификаций катарсиса, а также рассматриваются логически противостоящие ему феномены — отсутствие катарсиса и антикатарсис. <...> 137 При обсуждении современных модификаций катарсиса практически не затрагивается вопрос о его границах и о том, что этому понятию логически противостоит. <...> Иными словами, теоретически не проясняется, каков эффект произведения, где катарсическое начало ослаблено или отсутствует вовсе. <...> Опираясь на определение катарсиса в его традиционном облике, явленном в высказываниях Шиллера, Шеллинга и Гегеля, предложим несколько понятий, чтобы уяснить смежные катарсису явления. <...> Это, во-первых, его современная модификация — неокатарсис, а также явления, родственные, но не тождественные катарсису. <...> В этой связи правомерно разграничить такие явления, как отсутствие катарсиса и антикатарсис (т.е. принципиальное отрицание самой возможности катарсиса). <...> Ценность недовольства собой и даже отчаяния героя очевидна в таких рассказах, где отсутствуют другие просветляющие моменты («Бабье царство», «Соседи»): это знак пробуждения человека к самостоятельной и осмысленной жизни. <...> Все это может воплощаться в переживании «ожившего» прошлого («На подводе»), в видении или мечте («Палата № 6», «Архиерей»), в резком отрицании своего нынешнего (или недавнего) образа жизни («Бабье царство», «Соседи», «Скрипка Ротшильда», «Убийство», «Учитель словесности»). <...> Однако катарсис в его классическом виде в прозе — скорее результат «линейного» движения от страха и сострадания (и событий, их вызывающих) к наивысшему напряжению и его разрешению. <...> «Человеческие жертвы» и «сказочная кара» в финале (т.е. традиционный катарсис) представляются <...>