№ 5 М.О. Переяслова КАТАРСИС И СМЕЖНЫЕ ПОНЯТИЯ Категория катарсиса сохраняет актуальность для литературы близких нам эпох, однако в науке этому понятию часто недостает терминологической строгости. <...> В статье на материале литературы XIX–XX вв. дается характеристика современных модификаций катарсиса, а также рассматриваются логически противостоящие ему феномены — отсутствие катарсиса и антикатарсис. <...> 137 При обсуждении современных модификаций катарсиса практически не затрагивается вопрос о его границах и о том, что этому понятию логически противостоит. <...> Иными словами, теоретически не проясняется, каков эффект произведения, где катарсическое начало ослаблено или отсутствует вовсе. <...> Опираясь на определение катарсиса в его традиционном облике, явленном в высказываниях Шиллера, Шеллинга и Гегеля, предложим несколько понятий, чтобы уяснить смежные катарсису явления. <...> Это, во-первых, его современная модификация — неокатарсис, а также явления, родственные, но не тождественные катарсису. <...> В этой связи правомерно разграничить такие явления, как отсутствие катарсиса и антикатарсис (т.е. принципиальное отрицание самой возможности катарсиса). <...> Ценность недовольства собой и даже отчаяния героя очевидна в таких рассказах, где отсутствуют другие просветляющие моменты («Бабье царство», «Соседи»): это знак пробуждения человека к самостоятельной и осмысленной жизни. <...> Все это может воплощаться в переживании «ожившего» прошлого («На подводе»), в видении или мечте («Палата № 6», «Архиерей»), в резком отрицании своего нынешнего (или недавнего) образа жизни («Бабье царство», «Соседи», «Скрипка Ротшильда», «Убийство», «Учитель словесности»). <...> Однако катарсис в его классическом виде в прозе — скорее результат «линейного» движения от страха и сострадания (и событий, их вызывающих) к наивысшему напряжению и его разрешению. <...> «Человеческие жертвы» и «сказочная кара» в финале (т.е. традиционный катарсис) представляются <...>