У Твардовского можно обнаружить следы усвоения системы тематических мотивов предшественника, его ритмических и композиционных форм, общих творческих установок, близкого национально ориентированного типа мышления. <...> Ключевые слова: поэтическая традиция, текстуальное несоответствие, тематические мотивы, смысловая контаминация, семантический сдвиг, ритмическая формула, композиционный принцип, национальный характер, национальнокультурный тип мышления, творческая индивидуальность. <...> Вопрос о некрасовской традиции в поэзии А.Т. Твардовского, как ни странно, только осложняется тем, что собственно «вопроса» здесь как раз и не усматривается [см., например: Усиевич, 1936; Вильям-Вильмонт, 1946; Гринберг, 1946; Рощин, 1966; Турков, 1970; Романова, 1989]. <...> А между тем нетрудно заметить, что Твардовский весьма чувствителен не только к есенинской и суриковской или кольцовской и никитинской поэтической традиции, но и к традиции Ап. <...> Майкова и А.К. Толстого, Фета и Бунина, а параллельно – Блока и Гумилева, Маяковского и Асеева, что его творческий почерк корреспондирует с интонацией М. Исаковского <...> Нас занимает вопрос о том, какова мировоззренческая и эстетическая природа «некрасовской» традиции в творчестве Твардовского. <...> 84 Сам Твардовский никогда не отрицал своего родства с некрасовской музой, но и родства этого широко не обсуждал. <...> Было ли оно, например, преимущественно задано общепринятым для 1930–1950-х гг. пониманием Некрасова именно как поэта революционно-демократических убеждений, сочувствующего страданиям русского крестьянства, воспевшего дух народного сопротивления угнетателям, по духу и стилю близкого к фольклорной словесности? <...> Или же у Твардовского могли быть свои любимые некрасовские мотивы, он ориентировался на именно ему импонировавшие литературные формы? <...> Минуя ранние стихи поэта, можно констатировать, что след чтения и присутствия некрасовского поэтического текста в творческой памяти Твардовского носит <...>