В статье рассматриваются союзы и союзные слова в речи русскоязычного ребенка как один из важных показателей степени развития синтаксической стороны речи ребенка. <...> Анализируются различные типы сочинительных и подчинительных союзов, порядок их появления и особенности употребления, зафиксированные в дневнике речевого развития, который велся автором статьи от рождения ребенка до 10 лет. <...> Материал настоящего исследования - фрагмент дневника периода жизни ребенка от двух до трех лет, из которого были выписаны все случаи употребления союзов и союзных слов. <...> Рассматривались не только союзы, но и союзные слова (относительные местоимения и наречия). <...> Союзы и союзные слова имеют одинаковую функцию, поэтому традиционно объединяются при изучении детской речи. <...> В речи ребенка в возрасте около двух лет одновременно появились разные типы синтаксических связей - и сочинительные, и подчинительные: как в сравнительном значении, тоже и и в соединительном, сходные в передаче значения однородности, а затем возникают противительные союзы - а и а то. <...> Подчинительные союзные средства связи частей сложного предложения появляются в следующем порядке: как, потому что, когда, если, который, что. <...> На этом этапе развития союзы имеют только одно, самое актуальное для ребенка значение. <...> Кроме того, в речи ребенка отсутствуют союзы, передающие когнитивно сложные значения (уступительные и следствия). <...> Исследование показало одинаковое время появления и параллельное развитие сочинительных и подчинительных структур, а также почти равное общее количество употреблений сочинительных и подчинительных союзов, что свидетельствует о равной их значимости в становлении речи. <...>