1 В данной статье предпринята попытка осветить малоизученную проблему – концепцию верховной власти правителя и ее материальное и духовное воплощение в столице Нгуенов – Фусуан – Хюэ. <...> Ключевые слова: верховная власть, сакральный образ столицы, конфуцианство, культ правителя, культ духов и предков, геомантия. <...> Таким же статусом обладала и резиденция правителя – столица государства, что отражало восприятие столицы как места с особым статусом, обладающим всеми характеристиками, 1 До начала XIX в. <...> Вьетнам был разделен на две части: Дангнгоай (Северный Вьетнам) и Дангчаунг (Южный Вьетнам, где правили Нгуены). <...> Сакральный образ «центра» дополнялся тем, что само его существование, как в значительной степени благоустроенного, «идеального», понималось как следствие воздействия высших сил: Неба и Земли, их культы занимали особое место во вьетнамской религиозной традиции и в концепции власти верховного правителя3. <...> . В целом возведение столицы, административно-территориальное деление территории страны, организация ее управленческого аппарата и другие действия, согласно дальневосточным представлениям о верховной власти должны относиться к ритуальным мероприятиям, проводимым центральной властью (в случае прихода к власти нового монарха или смены династии) и направленным на поддержание авторитета правителя и усиление его сакрального могущества4. <...> Исходя из традиционного восприятия верховного правителя как сына Неба, резиденция земного верховного правителя символически соотносилась с небесной резиденцией верховного правителя. <...> Верховный правитель выступал как лицо, находящееся в центре социокосмического универсума, и через магическую силу или свои нравственные достоинства оказывал путем специальных акций (ритуальных церемоний и др.) гармонизирующее воздействие на вселенную, включая природу и человеческое общество6. <...> Таким образом, создавалась специфическая ситуация, когда государство в лице <...>