Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 24 1954

"Свет во тьме..." (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАрсеньев
Страниц2
ID336025
АннотацияСтатья посвящена литературному обозрению книги Бориса Ширяева "Неугасимая Лампада", вышедшей в Нью-Йорке в 1954 году о соловецких лагерях.
Арсеньев, В. "Свет во тьме..." / В. Арсеньев // Грани .— 1954 .— № 24 .— С. 140-141 .— URL: https://rucont.ru/efd/336025 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Есть и другая трудность: всякое искусство неразрывно связано с гармонией. <...> Гармонический принцип меры должен преломляться и в «дисгармоническом» произведении. <...> Много воспоминаний о концлагерях грешат против чувства меры, натуралистически нагромаждагот «ужасы», которые притупляют восприятие, не проникают вглубь сознания, создают впечатление дешевых внешних эффектов. <...> Он сумел по-новому рассказать печальную и страшную повесть о детище тоталитаризма. <...> Соловецкие ужасы автор не смакует, а отодвигает на задний план. <...> Интересно, что западный и русский пере- • водчик по-разному трактуют замечательные" слова из первой главы Евангелия от Иоанна: «свет во тьме светил и тьма егонеобъя». <...> Западный, латинский текст говорит о том, что тьма столь сильна, столь непроницаема и упорна, что света она не приемлет. <...> Русский же текст ставит диаметрально противоположный акцент — свет столь ярок, столь ослепителен, что тьма не способна его одолеть. <...> Акцент в книге Ширяева русский: свет горит, переливается, животворит; тьма отступает на задний план, она не знает подлинной вечности и глубинной победы. <...> Но если на солнце есть пятна, то есть они и в той атмосфере света, которую создает Борис Ширяев — «Неугасима я Лам - пада». <...> . . «Действительно жаль, что не увидим (впрочем, наверное увидим), но это делает замысел вещи более мелким, поверхностным и . . противоречивым. <...> Ведь вся сила вещи в извечном, «врата адовы не одолеют ЕЕ». <...> Героям («царь» Петр Алексеевич, «утешительный поп» Никодим, «фрейлина трех императриц» баронесса Фредерике и др.) не только, как правило, перевалило за шестьдесят, но и психологически они принадлежат прошлому веку. <...> Он сам дорогу знает») проскальзывает сухо-казенное («вступил защитником прав человека в храм законности») или избитое (почему-то отмеченное в предисловии: «только смерть простирала свои черные крылья»), встреча №24 ГРАН И ется иногда и чрезмерная, неубедительная «усладительность». <...> Композиция книги <...>