Виктор Ростопчин САМОДЕРЖАВИЕ ЛИЧНОСТИ Записи эти являются отражением, отзывом на советское безвременье. <...> 148 ГРАН И Призрак (Психологический портрет) «Фельдфебеля в Вольтеры дать!» — эта формула нисколько не устарела. <...> Нужно иметь громадную силу воли, чтобы устоять среди этой торжествующей душевной оголтелости и не сделаться хотя №76 ГРАН И 149 невольным ее сообщником. <...> И идут за ним, смотрят на него и думают только 150 ГРАН И № 76 одно: а, может быть, черт его знает, пожалуй, что-нибудь и выйдет! <...> Это был №76 ГРАН И 151 страшный человек, шедший на одно разрушение скрыто и открыто; но раз захватив власть, он больше не прятал себя. <...> Наружно всё было мертво, но что-то пробудилось в сознании, в совести, — какое-то чувство неловкости, недовольства. <...> Семейные тайны, письма друзей, •— всё перерыто рукою преданных опричников советской инквизиции, половина унесена и возвращена не будет. <...> Вопрос только в том, на чьей стороне останется окончательная победа: на стороне ли доноса, который вознамерился весь мир обратить в пустыню, или на стороне остатков совести и стыда. <...> Чем страна свободнее от правительственного вмешательства, чем больше признаны ее права на слово, на независимость совести, тем нетерпимее делается толпа, — общественное мнение становится застенком: ваш сосед, ваш лавочник, ваш дворник держат вас под надзором, исполняя должность квартального надзирателя. <...> Но когда само правительство, считая эти права на слово и на независимость совести формальным пустяком, берет на себя эту роль надзирателя, каждый в отдельности гражданин, в двойном страхе не доверяя и самому себе, начинает следить и за собой. <...> Записки являются отражением и отзывом на советское безвременье, раскрывают психологические портреты некоторых людей в соответствии с политической ситуацией! <...>