История идей Ирина МОНАХОВА «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» НА ПУТИ К ЧИТАТЕЛЮ Для нас стали уже привычными огромное внимание, почтительное и восхищенное отношение широкого круга читателей к классической литературе. <...> К тому, чтобы любой россиянин, уже хотя бы потому, что он учился в школе, знал, кто такие Пушкин, Лермон тов, Гоголь, Толстой, Достоевский, и имел хотя бы общее представление об их творчестве. <...> Например, Николаю Васильеви чу Гоголю не всегда сопутствовали признание и понима ние. <...> Не редко звучали мнения о творениях Гоголя как о вульгар ных, «сальных», «грязных» и т. д. <...> противостоять такому несерь езному восприятию гоголевского творчества и показать читающей публике глубину и значительность художест 34 венных произведений писателя. <...> В дальнейшем Гоголь получил у современни ков столь широкое признание, какого не получал до него ни один писатель. <...> отмечал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»1 . <...> Однако читающая публика составляла во времена Гого ля лишь небольшую часть населения, а остальные были не грамотными. <...> В результате художественные произведения Гоголя — одни из самых популярных в русской классике. <...> Да и напечатано при его жизни было лишь одно произ ведение такого рода — последняя из опубликованных Гого лем книг, «Выбранные места из переписки с друзьями», причем в сокращенном виде. <...> Другие сочинения («Размышления о Божественной Литургии» и «Авторская исповедь») вышли в свет уже после смерти автора. <...> При жизни Гоголя считали, что он чуть ли не с ума со шел, когда от художественной прозы перешел к пропове ди христианства и размышлениям о путях развития рос сийского общества. <...> Он впал в немилость и у читающей публики, и у властей. <...> Инерция этого непонимания и не признания Гоголя как духовного писателя сохранялась и 1 Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской ли тературы // Чернышевский <...>