2004 г., протокол № 4
О-280
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Мышление, речь, воображение
Общая психология: мышление, речь, воображение:
Учебный комплекс (для студентов очной и заочной форм
обучения, специальность 020400 «Психология», специализация «Социальная психология» / Сост. <...> ISBN 5-7779-0452-1
Учебный комплекс
(для студентов очной и заочной форм обучения,
специальность 020400 «Психология»,
специализация «Социальная психология»)
УДК 159.9
ББК Ю935я73
Составители:
канд. психол. наук,
доц. каф. общ. психол. <...> Воображение как познавательный процесс.........................72
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный комплекс к дисциплине «Общая психология: мышление, речь, воображение» предназначен для студентов 2-го курса
факультета психологии очной и заочной формы обучения. <...> Основная цель этой дисциплины – показать специфику высших форм психического отражения: мышления, речи, воображения
по сравнению с процессами чувственного познания. <...> Особенности психологического подхода при изучении мышления в
отличие от изучения его гносеологей, логикой, кибернетикой, физиологией ВНД. <...> Представление ассоцианистов о сущности мышления, процессе мышления и развитии мышления. <...> Мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.) как механизмы мышления. <...> Две точки зрения на проблему в советской психологии: развитие способности мышления
путем усвоения продуктов человеческой культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.); развитие мышления
благодаря деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, <...> Развитие мышления как воспроизведение существенных особенностей хода мысли,
как освоение формы анализа через синтез независимо от содержания задачи (области знаний). <...> Решение проблемы взаимодействия мышления и знаний
в отечественной психологии. <...> Факторы, активизирующие мыслительную деятельность: интерес к задаче, отношение
к задаче как к решаемой, активное вовлечение в процесс решения,
безопасные условия, положительное подкрепление, умеренно напряженный эмоциональный фон <...>
Общая_психология_мышление,_речь,_воображение.pdf
Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный университет
УДК 159.9
ББК Ю935я73
О-280
Утвержден на заседании кафедры общей психологии
24.02. 2004 г., протокол № 6
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
факультета психологии ОмГУ 29.01. 2004 г., протокол № 4
О-280
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Мышление, речь, воображение
Учебный комплекс
(для студентов очной и заочной форм обучения,
специальность 020400 «Психология»,
специализация «Социальная психология»)
Общая психология: мышление, речь, воображение:
Учебный комплекс (для студентов очной и заочной форм
обучения, специальность 020400 «Психология», специализация
«Социальная психология» / Сост.: В.В. Лемиш, И.В. Шагарова.
– Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 76 с.
ISBN 5-7779-0452-1
УДК 159.9
ББК Ю935я73
Составители:
канд. психол. наук,
доц. каф. общ. психол.
В.В. Лемиш;
асс. каф. общ. психол.
И.В. Шагарова
Издание осуществлено при финансовой поддержке
факультета психологии
Издание
ОмГУ
Омск
2004
ISBN 5-7779-0452-1
© Омск. госуниверситет, 2004
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ»
Введение .......................................................................................................5
1.1. Тематические планы.............................................................................7
1.2. Содержание дисциплины.....................................................................9
Рекомендательный библиографический список .....................................25
1.3. Примерные вопросы к экзамену........................................................29
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Введение .....................................................................................................33
2.1. Семинарское занятие 1. Понятие мышления (2 часа)......................33
2.2. Семинарское занятие 2. Виды мышления (2 часа)...........................35
2.3. Семинарское занятие 3. Теоретические подходы к изучению
мышления в отечественной психологии (2 часа)..........................................37
2.4. Семинарское занятие 4. Индивидуальные особенности
мышления (2 часа) ...........................................................................................39
2.5. Семинарское занятие 5. Образование понятий (2 часа) ..................42
2.6. Семинарское занятие 6. Язык и речь. Теории речи (4 часа)............43
2.7. Семинарское занятие 7. Воображение как познавательный
процесс (2 часа)................................................................................................44
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ
3.1. Темы контрольных работ для студентов заочной формы
обучения ...........................................................................................................47
3.2. Общие требования к оформлению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения .......................................................57
РАЗДЕЛ 4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
4.1. Тема 1. Понятие мышления ...............................................................59
4.2. Тема 2. Виды мышления ....................................................................61
4.3. Тема 3. Теоретические подходы к изучению мышления
в отечественной психологии...........................................................................63
4.4. Тема 4. Индивидуальные особенности мышления ..........................65
4.5. Тема 5. Образование понятий............................................................67
4.6. Тема 6. Язык и речь. Теории речи .....................................................69
4.7. Тема 7. Воображение как познавательный процесс.........................72
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебный комплекс к дисциплине «Общая психология: мышление,
речь, воображение» предназначен для студентов 2-го курса
факультета психологии очной и заочной формы обучения.
Он состоит из 4 разделов: учебная программа курса, планы
семинарских занятий, методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, тестовые
задания по темам семинарских занятий и контрольных работ.
В первом разделе обозначены цели и задачи курса, представлены
тематические планы для студентов очной и заочной формы
обучения, дана достаточно развернутая учебная программа, приводится
список основной и дополнительной литературы с информацией
о наличии основной литературы в библиотеке ОмГУ, методическом
кабинете факультета, а также на электронных носителях.
Представлены примерные вопросы к экзамену.
Второй раздел предназначен для студентов очной формы обучения.
В нем указаны темы и планы семинарских занятий, рекомендуемая
литература, даются методические рекомендации по организации
самостоятельной работы при подготовке к семинарам.
Третий раздел адресован студентам заочной формы обучения.
В нем приведены темы контрольных работ с указанием рекомендуемой
литературы, краткие методические рекомендации относительно
логики раскрытия темы, требования к ее структуре и оформлению.
В приложении дан образец титульного листа контрольной
работы.
В четвертом разделе предложены тестовые задания, которые
могут быть использованы как студентами очной, так и заочной
формы обучения. Тесты предназначены для контроля знаний по темам
семинарских занятий и контрольных работ, однако поиск ответов
на них также поможет студентам лучше организовать самостоятельную
работу при освоении соответствующих тем.
4
Стр.2
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЫШЛЕНИЕ,
РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ»
Введение
Раздел «Мышление, речь, воображение» как составляющая
курса «Общая психология» относится к блоку общепрофессиональных
дисциплин.
Программа является авторской и составлена в соответствии с
государственным образовательным стандартом.
Учебная дисциплина «Мышление, речь, воображение» читается
на 2-м курсе дневного и заочного отделений после дисциплины
«Ощущение, восприятие, представление» и продолжает изучение
психических процессов.
Основная цель этой дисциплины – показать специфику высших
форм психического отражения: мышления, речи, воображения
по сравнению с процессами чувственного познания.
Задачи курса:
− рассмотреть основные теоретические подходы к проблемам
психологии мышления, речи и воображения;
− изучить основные психологические законы мышления, речи
и воображения;
− рассмотреть проблемы генезиса мышления, речи и воображения;
−
усвоить основные понятия, описывающие данные психические
процессы;
− изучить классические психологические работы (первоисточники)
по проблеме мышления, речи и воображения;
− ознакомиться с феноменологией изучаемых процессов;
− ознакомится с эмпирическими исследованиями мышления,
речи и воображения.
Данная дисциплина связана с такими учебными дисциплинами,
как «Психологический практикум: мышление и речь», «Сравнительная
зоопсихология», «Психология развития», «Социальная
5
6
психология», «Психология личности», «Психодиагностика», «Экспериментальная
психология» и другими разделами общей психологии:
«Мотивация, эмоции и воля», «Ощущение, восприятие, представление»,
«Внимание и память».
Форма контроля – экзамен.
Курс рассчитан:
− для дневного отделения – 34 часа лекций, 16 часов семинарских
занятий;
− для заочного отделения – 24 часа лекций.
Стр.3
Приложение 1
Омский государственный университет
Факультет психологии
Понятие мышления
Контрольная работа по дисциплине
«Общая психология: мышление, речь, воображение»
Выполнила:
Студентка II курса
Группы ПП-331-з
Иванова А.Н.
Проверила:
канд. психол. наук, доцент
кафедры общей психологии
Лемиш В.В.
Технический редактор Н.В. Москвичёва
Редактор Л.М. Кицина
Подписано в печать 08.04.04. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 4,75. Усл.-печ. л. 4,4. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ
Омск – 2004 год
75
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет
76
.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
Мышление, речь, воображение
Учебный комплекс
(для студентов очной и заочной форм обучения)
Стр.38