педагог-психолог высшей категории средней общеобразовательной школы № 9 г. Калининград saharova-btl@mail.ru К проблеме адаптации ребенка на различных этапах обучения в школе и роли родителя в профилактике и преодолении проблем Рассматриваются проблемы адаптации ребенка на различных этапах его обучения в школе в контексте возрастных кризисов и роль родителя в профилактике и преодолении проблем в контексте изменения социальной ситуации развития ребенка Ключевые понятия: адаптация; возрастные кризисы; социальная ситуация развития; родительское участие Вопросам адаптации ребенка на различных этапах его обучения в школе в психолого-педагогической литературе уделяется достаточно много внимания, особенно в последнее время. <...> Однако, вопрос влияния на протекание процессов адаптации, профилактику явлений дезадаптации и их преодоление в случае возникновения, а также участия в сопровождении этих процессов родителей, практически не затрагивается. <...> Но о феномене родительского участия (понятие вводится автором [6, с. <...> 50]) в жизни ребенка речь не идет вовсе, так как в реальности чаще всего имеет место факт имитации участия взрослого в школьной жизни ребенка или «привлеченная активность» (инициированная образовательной организацией или ее представителями). <...> 48] С одной стороны, это можно объяснить тем, что при поступлении ребенка в школу, процесс адаптации наслаивается на возрастной кризис [2, с. <...> 14], ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но еще не школьник (не отрок). <...> А переход в среднее звено (основная школа) – совпадает с началом кризиса тринадцати лет (предкризисный период). <...> Основное новообразование кризиса семи лет – самоуважение, желание ребенка приобщиться к «взрослой» жизни и не только активно «участвовать» в разговорах взрослых, в жизни семьи, но и реализовывать свои стремления вне ее, именно поэтому многие дети так стремятся «пойти в школу». <...> При этом ребенок стремится «быть» взрослым, но вместе с тем проявляет <...>