MHeHue peaOKqUU Moxem He co8nooomb c cyxaeHuRMU o8mopo8 TIPOTIOBEL1;b npOTOHepeH CeprHH EYAraKOB .30B AnOCTOAbCTBA * CJIOBO HA ,lJ;EHh IIAM.5ITM CB5IThIX IIEPBOBEPXOBHhIX AIIOCTOJIOB IIETPA M IIABJIA 29 MIOH5I UepKOBb TBOpHT HbIHe naMjITb ,llBYX nepBoBepxoBHbIX anOCTOJIOB IIeTpa H IIaBJIa, HO B JIHu;e HX H Bcero anOCTOJIbCTBa (He,llapOM CJIeL(y:IOruHH )l(e ,lleHb, 30 HIOH5I, OCB5IrueH naMjITbIO "Co6opa 12 anOCTOJIOB"). <...> B HHX KaK 6bI OJIHu;eTBOp5IIOTC5I o6e CTOpOHbJ anOCTOJIbCKOro CJIY)I(eHH5I: HepapXU'IeCKa5I - B JIHu;e cTapeHIIIHHbI anOCTOJIbCKOro co6opa anOCTOJIa IIeTpa, H yqHTeJIbCTBeHHa5I - B JIHu;e anOCTOJIa IIaBJIa, 60JIee Bcex nOTpY,llHBmeroC5I B nponOBe,llaHHH EBaHreJIH5I. <...> A Me)l()lY HHMH 5IBHO npHCYTCTBHe H caMoro B03JII06JIeHHoro yqeHHKa XpHCTOBa, anOCTOJIa JII06BH, "CTapu;a" lloaHHa (XOT5I naMjITb ero H COBepIIIaeTC5I oco6o). <...> Bce anOCTOJIbI (KpOMe anOCTOJIa IIaBJIa) 6bmH "CBH)leTeJI5IMH" (LI;e5IH 1: 8) 3eMHOH )l(H3HH focno,lla, npH3BaHHbIMH B03BeCTHTb 0 TOM, 'ITO OHH "CJIbIIIIaJIH, qTO BH,lleJIH CBOHMH OqaMH" (llH 1: 1-3). <...> IIpHIIIecTBHe B MHp focno,lla BO HCnOJIHeHHe BpeMeH H CPOKOB 6bmo npHyroToBaHo Ha 3eMJIe. <...> Ero )I()laJIH, rOTOBbIe BCTpeTHTb, Bce Te, KOTopbIe 6bmH Y,lloCTOeHbI 3TOro H36paHH5I, HaqHHa5I C IIpe,llTe'IH H npaBe,llHoro llocH<pa 06pyqHHKa. <...> B qHCJIe HX 6bmH H36paHHHKH H36paHHoro HapO,lla bO)I(H5I, CMHpeHHbIe pbI6apH, HO 6Y,llYIUHe anOCTOJIbI. llx focno,llb H36paJI H npH3BaJI, HX C,lleJIaJI CBHL(eTeJI5IMH qy,llec CBOHX, HM OTKpbIBaJI TaHHbI UapCTBH5I bO)I(H5I. llx OH nOCbmaJI Ha npOnoBe,llb, Ha,lleJI5I5I ,llapOM HCu;eJIeHH5I H BJIaCTbIO Ha,ll; 6ecaMH erue B ,llHH 3eMHoH )l(H3HH CBoeH, HM nOBeJIeJI nponOBeL(bIBaTb <...>
Православная_община_№43_1998_(1).pdf
7,
~ I
С-1( 0..1' {,..l. f
(Х!! 1, 1998)
43
ЖУРНАЛ СВЯТО.ФИЛАРЕТОВСКОЙ МОСКОВСКОЙ
ВЫСШЕЙ ПРАВОСЛАВНО.ХРИСПlAНскоЙ
ШКОЛЫ
Вы х одит с а в l У с т а 1990 z.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОПОВЕДЬ
Прот. Сергий Булгаков. Зов апостольства ..... .... ........... .......... ....... ...... ........ 3
СВИДЕТЕЛЬСТВА
Мой путь к Богу и в Церковь .......... ..... ... .... .......... ... ........ ........ ... ...... .. ....... . 8
МИССИОНЕРСТВО И КАТЕХИЗАЦИЯ
Третья миссионерская "открытая" встреча в Огласительном
училище при Свято-Филаретовской московской высщей
православно-христианской школе, 16 февраля 1997 г ....... .... ...... ... .. ... .... 12
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас).
Человек - священник творения (К проблеме экологии) ......... ........ .... 27
Эндрю Уокер. Пророческая роль православия в современной культуре .. 37
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
С. Ю. Витте. Из воспоминаний ...... .. .... .......... ...... ...... ...... ...... .... .... ..... .. .. . 55
Митрополит С-Петербургский Антоний (ВадковскиЙ).
Вопросы о желательных преобразованиях
в постановке у нас православной церкви ... ........ ... .. ... ..... ......... .. ..... ...... .. 60
С. Ю. Витте. О современном положении православной церкви .... .... ... 64
ЦЕРКОВНАЯ ~ЗНЬ
Андрей Платонов. "Нас почитают обманщиками, но мы верны,
нас почитают умершими, но вот, мы живы" ........ ... ..... ... ........... .... .. ...... .. 76
Переписка. В продолжение "дела храма Успения в Печатниках" .......... ... 84
Тревожащие известия из Томска .... ... ...... .................... .................... .. ....... 93
Любовь надо всегда возгревать. Интервью
с nрот. Сергием Гаккелем (июнь 1997) .... ... .... ...... .... ... ....... ... .................. ... 96
ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА
Священник Георгий Кочетков. В память Булата Окуджавы · ..... ............... 115
ПОЭЗИЯ
Христос в русской поэзии .......... ... ....... ... : .... ............... ..... ...................... . 118
Содержание номеров журнала за 1997 г . .... ... .... ............ ........................... 122
1..
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА'~
Стр.1
ISSN 0130 - 9471
Редакция благодарит издательство ~OpтдpYK» (Польша)
за участие в выпуске журнала ~Православная община»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Сергей Аверинцев,
Дмитрий Гасак,
ИЛЬЯ Гриц,
Семен Зайденберг (и. о. главного редактора),
Александр Копировский,
Виктор Котт,
священник Георгий Кочетков (зам. главного редактора),
Елена Макеева
Адрес редакции: 125475, Москва, а/я 255,
«Православная община»
Журнал зарегистрирован Министерством печати
и массовой информации рф за N2 525 от 26. 12. 1990 г.
Индекс в каталоге агентстВа ~Роспечать» 72065
На первой странице обложки: Преображение Господне, 1497 г.
Икона из Успенского собора Кирилло-белозерского монастыря
© .Православная06щина., Nt 43 (1, 1998)
Перепечатка материало8журнала
только с разрешения редакции.
Мнение редакции может
не соВпадать с суждениями аВтороВ
Стр.2
ПРОПОВЕДЬ
Протоиерей Сергий Булгаков
ЗОВ АПОСТОЛЬСТВА *
СЛОВО НАДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ пЕрвовЕрховных
АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА 29 ИЮНЯ
Церковь творит ныне память двух первоверховных апостолов
Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства (недаром следующий
же день, 30 июня, освящен памятью "Собора 12 апостолов").
В них как бы олицетворяются обе стороны апостольского
служения: иерархическая - в лице старейшины апостольского
собора апостола Петра, и учительственная - в лице апостола
Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия. А
между ними явно присугствие и самого возлюбленного ученика
Христова, апостола любви, "старца" Иоанна (хотя память его и
совершается особо). Все апостолы (кроме апостола Павла) бьmи
"свидетелями" (Деян 1: 8) земной жизни Господа, призванными
возвестить о том, что они "слышали, что видели своими очами"
(Ин 1: 1-3). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и
сроков бьmо приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить,
все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с
Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их бьmи
избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но
будушие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями
чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их
Он посьmал на проповедь, наделяя даром исцеления и властью
над бесами еще в дни земной жизни Своей, им повелел проповедывать
Евангелие всей твари по воскресении Своем. Им ниспослал
Он от Отца - Святого Духа, и в этой полноте даров в них
явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа
"во всю землю изьще вещание их и во все концы вселенныя
глаголы их". Церковь ублажает св. апостолов, как избранников
Христовых, и "чтит болезни и труды" ИХ, подъятые "во благовестие
Христово".
Теперь спросим себя: что же именно в служении апостольском
принадлежит только лично апостолам и что вверено и
• Печатается по: "Сергиевские листки", N.! 7 (33), Париж, 1930.
Стр.3
4
Православная община, N2 43
завещано в лице их и всей Церкви, которую представляли они
в Сионской горнице в день Пятидесятницы? Прежде всего, полнота
всех даров, сосредоточенных в личности каждого из апостолов,
конечно, не передается целиком ни одному из членов
Церкви. В этом смысле их дары и служение бьmи единственны
и непередаваемы. Апостолы соединили в себе, с совокупностью
иерархических полномочий, дар и пророчества, и чудотворен ия,
и проповедания. Они в себе воплощают всю силу Церкви, власть
и совесть ее, почему они и являются в день Судный сидящими
на престолах судить 12 колен Израилевых (Мф 19: 28). И, конечно,
не может быть передано то их исключительное личное преимущество,
что все они "видели Господа". Однако же вся полнота
даров Духа Святого в лице их вверена Церкви, хранится в
ней и сообщается членам Церкви, хотя и никакой отдельный
человек не может иметь ее так, как ее имели святые апостолы
(и лишь римский первосвященник ныне мнит иметь эти дары
даже в большей полноте, нежели все отдельные апостолы, именно
как апостол Петр, с лицем которого он себя отождествляет).
Прежде всего передается иерархическое преемство через апостольское
рукоположение с властью тайнодействия. В этом и
состоит так называемое апостольское преемство иерархии. Передается
далее и власть сообщения даров Святого Духа, совершавшегося
апостолами над всяким крещеным христианином через
рукоположение,И ныне через таинственное миропомазание.
Церковь имеет и дары исцелений, и власть над демонами, и
силу пророческого служения, но эти дары уже не передаются
преемственно и непрерывно, но подаются во времена, угодные
Богу, лицам, для того предызбранным. И, наконец, Церковь
содержит и апостольское служение, состоящее в проповедании
и исповедании веры. Это и есть, прежде всего, апостольство:
"шедше убо научите вся языки" (Мф 28: 19); Идите по всему
миру, проповедуйте Евангелие всей твари (Мк 26: 15). К кому
же прямо относится это заповедание Господа: к апостолам ли
только, непосредственно предстоявшим Ему, или же - в лице
их - ко всем членам Церкви без всякого ограничения? Можно,
конечно, уразумевать эти слова и в первом, суженном смысле,
относя их только к богоустановленной иерархии и изъясняя
проповедание слова как ее исключительное преимущество.
Несомненн.о, в этом толковании есть своя доля истины, состоящая
в том, что иерархия получает через рукоположение
нарочитый долг и сугубый дар церковного проповедания, в част
Стр.4