HUICOAaii ArPaHacbe8. "CTaUJ10 op6J1c" . . . . . . . 43 IiOrOCJlYlKEHHE H TAHHCTBA j(JlCOH 3pUICCOH. 0 cOBpeMeHHoM npaKTJ1Ke npJ1HRTJ1R HenpaBOCJIaBHbIX B ITpaBOCJIaBHyro uepKOBb . . . . . 54 ACKETWIECKHR OnblT ApXUM. <...> HaKOHel(, HO c060pe lJpa60CAa6HOU pocclliicKOU l(epK6U 1917-1822. 6CmaJI 60npoc 0 l(eHmpallbHoM Mecme npon06eOli 6 l(epK06HOll JlCU3HlI U MUCCllll, II 6 nOCmaH06JleHllll "0 npono 4 npaBocnaBHaSl o6w,HHa, N249 6eiJHUtteCm6e" co6op np1l36atl Ha npono6eiJb MUPJlH. <...> MbI cero.ll,H5I C06PaJIHCb, KaK 06bIlIHO, rrOCJIe JIwryprHH, HO He Ha ararry, a Ha TaK Ha3bIBaeMYIO rrpOrrOBe.ll,HHlIecKYIO BCTpe'Iy. <...> PaHbllle TaKHe BCTpellH MbI Ha3bIBaJIH BOCKpeCHHKaMH, rrOTOMY liTO OHH rrpOXO.lU1JIH rro BOCKpeCeHb5IM. <...> CeMlIac Hallia )l(H3Hb CTaJIa HeMHoro .ll,pyroM, HO 3TO 6Y.ll,eT Bce paBHO BOCKpeCHaH MOJIHTBeHHo-rrpOrrOBe.ll,HHlIeCKa5I BCTpeqa. <...> HIO H rr03HaKOMHTb Bac C HeM. 5 TeM 60JIee, qTO cero.n:H5I CaM Eor Bemn 3TO c.n:eJIaTb, nOKY.n:a TeMa npOCl1TC5I caMa: 0 npOmeHl1l1. <...> MbI TO)l(e K n5lTl1 qaCaM noe.n:eM B xpaM Xpl1CTa CnaCl1TeJI5I npOmaTb .n:pyr .n:pyra 11 Bcex npoql1x 11 CaMl1 npoCl1Tb npOmeHl151. <...> TaK qTO TeMa eCTeCTBeHHa5l. 3.n:eCb, CJIaBa Eory, npl1CYTCTBYIOT JIIO.n:l1 113 rpynn 11 06ml1H, OfJIaCl1BlIll1XC5I B pa3Hble ro.n:bI, Haql1Ha51 C 70-x rr. ,ll;YMaIO, qTO 3Ta Halila nepBa51 BCTpeqa B TaKOM COCTaBe He 6y.n:eT nOCJIe.n:HeM, qTO Halila 06mHOCTb 6y.n:eT B nOJIHOM COCTaBe, KaK u;eJIoe MaJIeHbKOe 6paTCTBO B 100200 qeJIOBeK, C0611paTbC5I noqame, MO)l(eT 6bITb, 11 Ha arany, a MO)l(eT 6bITb, eme Ha KaKl1e-TO BCTpeql1, MbI C BaMl1 3TO nOTOM 06cy.n:l1M. <...> IJ:O noeCTb, BbI )l(e TOJIbKO QTO npl1lllJIl1 113 xpaMa, n03TOMY, nO)l(aJIYMCTa, BO BpeM5l BOCKpeCHl1Ka He CTeCH5IMTeCb <...>
Православная_община_№49_1999_(1).pdf
v,/ ' I
f'
(,,~
,)
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА
(N~ 1, 1999)
49
ПРОПОВЕДЬ
Что такое прощение.
Молитвенно-nроnоведническая встреча ("воскресник '') .... ................. ....... .. 3
Свящ. Георгий Кочетков. Из проповедей после вечерней молитвы.
Слово о силе Воскресения (5.12.97) ..... ......... .............. .. ............ .. .. ........ .. .. 24
СВИДЕТЕЛЬСТВА
Мой путь к Богу и в Церковь ... ...... ..... .... ... ......... ... .............. .... ... .... ........... 33
БОГОСЛОВИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Предисловие к публикации .... .. .. .... .......... .. ....... ..... ........ ... ... ........ ... ........... 41
Прот. Николай Афанасьев. "Стацио орбис" ......... .... ........ ....... ... ......... ....... 43
БОГОСЛУЖЕНИЕ И ТАИНСТВА
Джон Эриксон. О современной практике
принятия неправославных в Православную церковь .................... ... .. ..... . 54
АСКЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Архим. Виктор (Мамонтов). Сердце пустыни.
Жизнеописание архимандрита Серафима (Тяпочкина) ........ ... .............. .. ... 71
Еn. Диоклейский Каллист (Уэр). Великий пост и общество потребления .... 97
ПОЭЗИЯ
Крепка над нами милость Его. Избранные псалмы
в переводе и с предисловием Сергея АвериНцева ... ...................................... 115
Содержание номеров журнала за 1998 г ... .. ..... .. ..... ..... ....... ... .................... 121
ЖУРНАЛ СВЯТО.ФИЛАРЕТОВСКОЙ МОСКОВСКОЙ
ВЫСШЕЙ ПРАВОСЛАВНО.ХРИСТИАнскоЙ
ШКОЛЫ
В ы х о Д u т с
а в z у с т а 1990 z.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.1
ISSN 0130 - 9471
Редакция благодарит издательстВо «Ортдрук-р (Польша)
за участие В Выпуске журнала «ПраВослаВная община»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Сергей Аверинцев,
Дмитрий Г асак,
ИЛЬЯ Гриц,
Семен Зайденберг (Н. о. главного редактора),
Александр Копировский,
Виктор Коп,
священник Георгий Кочетков (зам. главного редактора),
Елена Макеева
Адрес редакции: 125475, Москва, а/я 255,
«Православная община».
Тел. (095) 923-03-80
E-mail: stphilaret@glasnet.ru
http://www.chat.ru/-favor
Журнал зарегистрирован Министерством печати
и массовой информации рф за N2 525 от 26. 12. 1990 г.
Индекс В каталоге агентстВа «Роспечать» 72065
На первой странице обложки: Преображение Господне, 1497 г.
Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
© «Православная община», N2 49 (1, 1999)
Перепечатка материалов журнала
только с разрешения редакции.
Мнение редакции может
не совпадать с суждениями аВтороВ
Подписано в печать 19.02.1998 г.,
тираж 3 000 экз.
Стр.2
ПРОПОВЕДЬ
Сегодня в разделе "Проповедь " мы предлагаем вниманию читателя
достаточно необычный и новый для нашего журнала материал. Это
тексты одной из так называемых "молитвенно-nроnоведнических
встреч" ("воскресников
'J, которые уже давно проводятся в группах и
оБЩllнах Сретенско-Преображенского братства.
Целью таких "воскресников" является восполнение недостающего
в настоящем современном храмовом синаксарном богослужении и уяснение
и исправление путей нашей общей и личной жиЗНlI в наше время,
научение всех членов церкви умению осмыслять свою церковную жизнь
l/ проповедывать.
Последнее не является чем-то необычным l/ЛlI избыточным для
церкви, ведь она всегда стремится к полноте своей жизни, исходя из
самого своего существа, из своей кафоличности и соборности. Никто
и ничто в мире не должно быть потеряно для Бога и Церкви, а
значит, церковное свидетельство призвано быть как можно более
полным, как можно более совершенным, и поэтому наиlll святые очень
заботились о полноте возвещеНlIЯ и исполнения слова Христова в церковной
;жизни.
Эта проблема особенно рельефно выявилась с конца XIX в. , когда
в церкви всерьез встал вопрос о воцерковлении жизни, всей жизни
христианина. Тогда же было осознано l/ то, что, как сказано в знаменитом
догматическом послании восточных патриархов, в ПравославИll
хранителем истины является весь народ Божий. Для этого,
как настаивал свт. ФlIЛарет Московский, все христиане должны учиться
- если ты не учишься II не вразумляешь себя в христианстве, ты
не ученик Христов. Свт. Феофан Затворник даже мечтал создать
общество nроnоведников-аnологетов - поджигатели сами должны
гореть. "Пусть попы заводят чтения по вечерам и собирают и у себя
и у других слушателей ... 1I простых и бедных ... Извольте все сие выполнить
во имя Господа. Но обо мне ни гу-гу" (Собр. писем, т. Vll,
с. 125). Св. Иоанн Кронштадтский nризывал пастырей не сидеть в
стенах храма, а самим идти к людям, в гущу народной жизни. Принциnиально
важен и опыт еn. МиХaL/Ла (Грuбановского): еще в бытность
студентом СПБДА он органuзовал студенческий nроnоведническuй
кружок, на своих собраниях его члены УЧllЛllСЬ проповедывать, а затем
шли на рабочие окраины Петербурга с благовестием. Из кружковцев
вышло несколько выдающихся архиереев. Наконец, на соборе Православной
российской церкви 1917-18 гг. встал вопрос о центральном месте
проповеди в церковной жиЗНlI и миссии, и в постановлении "О nроnо
Стр.3
4
Православная община, N249
ведничестве" собор призвал на nроnоведь мирян. В соответствии с
неотложной нуждой церкви, св. патриарх Тихон настойчиво nроводuл
это соборное решение в жизнь: миряне-благовестники (так они БЬUlll
названы собором) начали свое служение в разных концах России.
Подобные nримеры проповеди мирян имеются и в наше время. Так,
недавно вышла книга nроnоведей профессора МДА К. Е. Скурата. Однако
потребности церковной жизни и польза церкви требуют более
широкого обращения к этому некогда общепринятому опыту. Пример
этого мы и предлагаем нашим читателям.
Темы молитвенно-nроnоведническux встреч обычно связаны с тем
uли иным местом Нового завета, требующим своей актуализации.
Молитва на них, как и на агапах, являющuxся "литургией после литургии
", не должна иметь своего закрепленного чина (см. статью
свящ. Георгия Кочеткова Семья-община. Принциnы жизни, "Православная
община" М 1 (1991), с. 31-32).
Как можно видеть из публикуемых текстов, подобные встречи не
заменяют и не подменяют собой того, что происходит в храмах и на
nриходах, но служат лучшему научению и собиранию различного христианского
опыта и его соборному осмыслению в контексте современной
церковной, и в особенности миссионерской и общинной жизни.
Надеемся, что в дни Великого поста, когда выходит этот номер
журнала, материалы публикуемого "воскресника" не только будут
интересны тем, кто хочет послужить устроению в нашей церкви
миссии и общинной жизни, но и помогут нашим читателям лучше
ответить на обращенный ко всем христианам призыв "nрощать взаимно
", а слово свящ. Георгия Кочеткова "О сuле Воскресения" -
также и подготовиться к главному воспоминанию Христова Воскресения
- Пасхе.
В.З.
ЧТО ТАКОЕ ПРОI!!ЕНИЕ
Молитвенно-nроnоведническая встреча ("воскресник")
Свящ. Георгий Кочетков. Я скажу два слова перед началом. Мы
сегодня собрались, как обычно, после литургии, но не на агапу, а
на так называемую проповедническую встречу. Раньше такие встречи
мы называли воскресниками, потому что они проходили по воскресеньям.
Сейчас наша жизнь стала немного другой, но это будет
все равно воскресная молитвенно-проповедническая встреча. Многие
просили возобновить эту традицию и познакомить вас с ней.
Стр.4