Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499687)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Формирование ключевых компетенций в педагогическом образовании (180,00 руб.)

0   0
Первый авторУшева Татьяна Федоровна
АвторыМолокова Ольга Александровна, Погодаева Маргарита Викторовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц188
ID325506
АннотацияВ коллективной монографии представлены теоретическое обоснование и опыт работы в Иркутском государственном лингвистическом университете по формированию у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» таких ключевых (метапредметных) компетенций как рефлексивная, временная и компетенция личностного саморазвития. Содержится описание авторских подходов и конкретных методик, программ, учебных курсов, использующихся для формирования данных компетенций в процессах обучения, воспитания и сопровождения студентов. Материалы могут быть полезны преподавателям, магистрантам и аспирантам, всем кто занимается инновационным развитием педагогического образования.
ISBN978-5-88267-399-3
УДК371
ББК74.4
Ушева, Т.Ф. Формирование ключевых компетенций в педагогическом образовании / О.А. Молокова, М.В. Погодаева, Т.Ф. Ушева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2014 .— 188 с. — ISBN 978-5-88267-399-3

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» О. А. МОЛОКОВА, М. В. ПОГОДАЕВА, Т. Ф. УШЕВА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Коллективная монография Иркутск 2014 УДК 371 ББК 74.4 М 75 Издается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: Л.В. Моисеева, д-р пед. наук, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; О.Л. Подлиняев, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»; А.В. Серый, д-р психол. наук, профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». <...> Формирование ключевых компетенций в педагогическом М 75 образовании: коллективная монография / О. А. Молокова, М. В. Погодаева, Т. Ф. Ушева. <...> ISBN 978-5-88267-399-3 В коллективной монографии представлены теоретическое обоснование и опыт работы в Иркутском государственном лингвистическом университете по формированию у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» таких ключевых (метапредметных) компетенций как рефлексивная, временная и компетенция личностного саморазвития. <...> Содержится описание авторских подходов и конкретных методик, программ, учебных курсов, использующихся для формирования данных компетенций в процессах обучения, воспитания и сопровождения студентов. <...> ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ . <...> Особенности формирования временной компетенции у студентов . <...> ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . <...> Формирование компетенции <...>
Формирование_ключевых_компетенций_в_педагогическом_образовании.pdf
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» О. А. МОЛОКОВА, М. В. ПОГОДАЕВА, Т. Ф. УШЕВА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Коллективная монография Иркутск 2014
Стр.1
УДК 371 ББК 74.4 М 75 Издается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: Л.В. Моисеева, д-р пед. наук, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; О.Л. Подлиняев, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»; А.В. Серый, д-р психол. наук, профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Молокова О. А., Погодаева М. В., Ушева Т. Ф. Формирование ключевых компетенций в педагогическом М 75 образовании: коллективная монография / О. А. Молокова, М. В. Погодаева, Т. Ф. Ушева. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2014. – 188 с. ISBN 978-5-88267-399-3 В коллективной монографии представлены теоретическое обоснование и опыт работы в Иркутском государственном лингвистическом университете по формированию у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» таких ключевых (метапредметных) компетенций как рефлексивная, временная и компетенция личностного саморазвития. Содержится описание авторских подходов и конкретных методик, программ, учебных курсов, использующихся для формирования данных компетенций в процессах обучения, воспитания и сопровождения студентов. Материалы могут быть полезны преподавателям, магистрантам и аспирантам, всем кто занимается инновационным развитием педагогического образования. УДК 371 ББК 74.4 ISBN 978-5-88267-399-3 © Молокова О.А., Погодаева М.В., Ушева Т.Ф., 2014 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ .......................................................................................................... 7 1.1. Время и его восприятие человеком ............................................................................................................ 11 1.2. Управление временем в адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе ................ 24 1.3. Особенности формирования временной компетенции у студентов .............................................. 36 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................................. 56 2.1. Взаимодействие в системе «человек – окружающая среда» ............................................................. 57 2.2. Личность безопасного типа........................................................................................................................... 63 2.3. Формирование компетенции личностного саморазвития в процессе обучения безопасной жизнедеятельности ......................................................................................................................... 76 2.4. Формирование рефлексивных умений при обучении педагогов безопасной жизнедеятельности .............................................................................................................................................. 104 ГЛАВА 3. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ....................................................................... 110 3.1. Основное содержание рефлексивной компетентности студентов ................................................... 111 3.2. Коллективные учебные занятия как организационная основа формирования рефлексивной компетенции студентов .................................................................................................................... 121 3.3. Управленческие и педагогические условия, обеспечивающие формирование рефлексивной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое образование» ........................................................................................................................................................................... 137 3.4. Мониторинг сформированности рефлексивной компетенции .......................................................... 141 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 168 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................................ 170
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Методологическим основанием модернизации и развития высшего профессионального образования сегодня служит компетентностный подход: результатом подготовки бакалавра соответствующего направления, в нашем случае – направления «Педагогическое образование», выступает комплекс компетенций, которыми должен обладать выпускник для успешной адаптации на рынке труда и эффективной профессиональной деятельности. Требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС ВПО)1 определены как общекультурные, так и общепрофессиональные компетенции, характеризующие направления формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Однако «природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного роста»2. Применительно к учебному процессу это означает, что на всех этапах (от планирования до итогового контроля) учебный процесс должен ориентироваться на развитие и саморазвитие личности студента на основе овладения им обобщёнными способами деятельности. Учебный процесс связан со становлением ключевых компетенций, которые являются наиболее универсальными по своему характеру и степени применимости компетенциями. Если считать, что основными признаками ключевых компетенций наряду с другими выступают их социальность, системность, межпредметность и надпредметность3, то ключевые компетенции можно назвать универсальными или метапредметными. Они значимы для любого вида деятельности, а потому играют особую роль в ситуации, когда профессиональная деятельность требует непрерывного образования, а также не исключается возможность кардинальной ее смены. 1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/8ec/fgos_050100.pdf. (Дата обращения 16.07.2013). 2 Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель образования: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. №10. С. 8-14. 3 Вербицкий А. А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образовании // Муниципальное образование: инновация и эксперимент. 2009. №3. С.33. 4 | Страница
Стр.4
Ключевые компетенции позволяют обучающимся – учиться; работникам – стать более гибкими и соответствовать запросам работодателей; быть успешными в жизни4. Достижение планируемых результатов (формирование компетенций) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, организация совместной учебной деятельности, учебного материала, в целом — образовательной среды ВУЗа, так как состав содержания образования определяется не только традиционной ЗУНовской составляющей (отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе учебных предметов), но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре совместной и индивидуальной учебной деятельности и представления об основных формах организации учебного процесса, направленных на успешное формирование компетенций выпускника. При этом неоднозначность в определении объема и содержания понятий «компетенция» и «компетентность» и их основных видов в педагогической теории (поэтому каждый из авторов монографии обращается к обозначению своей точки зрения), а также недостаточность опыта их формирования в отечественной педагогической практике высшей школы создают необходимость поиска в проектировании и реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. В монографии представлен опыт работы по формированию компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на базе Иркутского государственного лингвистического университета. Авторы данной работы обращаются к проблеме формирования профессиональной компетентности с точки зрения ее метапредметного компонента. Интересен опыт работы в рамках сопровождения студентов на этапе адаптации к обучению в вузе по формированию компетентности во времени, которая является условием достижения эффективности как в учебно-профессиональной деятельности, так и в будущей профессиональной деятельности специалиста. Результаты исследовательской работы показали, что эта компетентность является одной из основных для решения типичных проблем, возникающих у современного человека, живущего постоянно при дефиците времени, а неумение студента эффективно рас4 Холстед М. Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки в Великобритании // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи. 2001. 60 с. 5 | Страница
Стр.5
поряжаться своим временем создает трудности адаптации у значительной части первокурсников. В монографии описываются особенности организации учебного процесса, обеспечивающего условия формирования рефлексивных умений у студентов, представлены программа, методики и приемы их становления, даны методики диагностики определённых аспектов (личностного, интеллектуального, коммуникативного и кооперативного) рефлексии обучающихся. Также монография содержит рекомендации по развитию регулятивной и социальной компетенций как неотъемлемых составляющих личности безопасного типа. Эти компетенции позволяют педагогу осуществлять эффективную саморегуляцию и самоконтроль, самостоятельно решать существующие проблемы, безопасно взаимодействовать с людьми и окружающим миром. Комплексные результаты многолетней работы были представлены на заседаниях кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, межкафедральном семинаре, заседаниях Совета образовательной программы направления «Педагогическое образование», Совета по воспитательной работе, Школы кураторов, Советов институтов и факультетов университета, а также на конференциях различных уровней. Результаты практической их реализации получили высокую оценку специалистов области и других регионов. В монографии представлены как теоретические исследования, так и практические разработки авторов. Важно заметить, что представленный опыт работы может быть легко диссеминирован в практику обучения в других вузах. Авторский коллектив заинтересован в сотрудничестве со специалистами, работающими по данным вопросам, и заранее благодарен всем читателям за отзывы, пожелания, описания опыта, критические замечания. 6 | Страница
Стр.6