Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
О. А. МОЛОКОВА, М. В. ПОГОДАЕВА, Т. Ф. УШЕВА
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Коллективная монография
Иркутск
2014
Стр.1
УДК 371
ББК 74.4
М 75
Издается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного лингвистического университета
Рецензенты:
Л.В. Моисеева, д-р пед. наук, заведующий кафедрой естествознания и методики
его преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет»;
О.Л. Подлиняев, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО
«Восточно-Сибирская государственная академия образования»;
А.В. Серый, д-р психол. наук, профессор кафедры социальной психологии и
психосоциальных технологий ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет».
Молокова О. А., Погодаева М. В., Ушева Т. Ф.
Формирование ключевых компетенций в педагогическом
М 75
образовании: коллективная монография / О. А. Молокова,
М. В. Погодаева, Т. Ф. Ушева. – Иркутск: ФГБОУ ВПО ИГЛУ, 2014. –
188 с.
ISBN 978-5-88267-399-3
В коллективной монографии представлены теоретическое обоснование и опыт
работы в Иркутском государственном лингвистическом университете по формированию
у бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» таких ключевых
(метапредметных) компетенций как рефлексивная, временная и компетенция
личностного саморазвития. Содержится описание авторских подходов и конкретных
методик, программ, учебных курсов, использующихся для формирования данных компетенций
в процессах обучения, воспитания и сопровождения студентов.
Материалы могут быть полезны преподавателям, магистрантам и аспирантам,
всем кто занимается инновационным развитием педагогического образования.
УДК 371
ББК 74.4
ISBN 978-5-88267-399-3
© Молокова О.А., Погодаева М.В.,
Ушева Т.Ф., 2014
© Иркутский государственный
лингвистический университет, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ВРЕМЕНЕМ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К
ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ .......................................................................................................... 7
1.1. Время и его восприятие человеком ............................................................................................................ 11
1.2. Управление временем в адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе ................ 24
1.3. Особенности формирования временной компетенции у студентов .............................................. 36
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО
ТИПА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................................. 56
2.1. Взаимодействие в системе «человек – окружающая среда» ............................................................. 57
2.2. Личность безопасного типа........................................................................................................................... 63
2.3. Формирование компетенции личностного саморазвития в процессе обучения
безопасной жизнедеятельности ......................................................................................................................... 76
2.4. Формирование рефлексивных умений при обучении педагогов безопасной
жизнедеятельности .............................................................................................................................................. 104
ГЛАВА 3. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ
КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ....................................................................... 110
3.1. Основное содержание рефлексивной компетентности студентов ................................................... 111
3.2. Коллективные учебные занятия как организационная основа формирования
рефлексивной компетенции студентов .................................................................................................................... 121
3.3. Управленческие и педагогические условия, обеспечивающие формирование
рефлексивной компетентности студентов направления подготовки «Педагогическое
образование» ........................................................................................................................................................................... 137
3.4. Мониторинг сформированности рефлексивной компетенции .......................................................... 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................. 168
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................................................ 170
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методологическим основанием модернизации и развития высшего
профессионального образования сегодня служит компетентностный подход:
результатом подготовки бакалавра соответствующего направления, в
нашем случае – направления «Педагогическое образование», выступает
комплекс компетенций, которыми должен обладать выпускник для
успешной адаптации на рынке труда и эффективной профессиональной
деятельности.
Требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС
ВПО)1 определены как общекультурные, так и общепрофессиональные
компетенции, характеризующие направления формирования профессиональной
компетентности будущих специалистов. Однако «природа компетентности
такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает
из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не
столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации
и обобщения деятельностного и личностного роста»2.
Применительно к учебному процессу это означает, что на всех этапах
(от планирования до итогового контроля) учебный процесс должен ориентироваться
на развитие и саморазвитие личности студента на основе
овладения им обобщёнными способами деятельности. Учебный процесс
связан со становлением ключевых компетенций, которые являются
наиболее универсальными по своему характеру и степени применимости
компетенциями. Если считать, что основными признаками ключевых компетенций
наряду с другими выступают их социальность, системность,
межпредметность и надпредметность3, то ключевые компетенции можно
назвать универсальными или метапредметными. Они значимы для любого
вида деятельности, а потому играют особую роль в ситуации, когда
профессиональная деятельность требует непрерывного образования, а
также не исключается возможность кардинальной ее смены.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/8ec/fgos_050100.pdf. (Дата
обращения 16.07.2013).
2 Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель образования: от идеи к
образовательной программе // Педагогика, 2003. №10. С. 8-14.
3 Вербицкий А. А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образовании
// Муниципальное образование: инновация и эксперимент. 2009. №3. С.33.
4 | Страница
Стр.4
Ключевые компетенции позволяют обучающимся – учиться; работникам
– стать более гибкими и соответствовать запросам работодателей;
быть успешными в жизни4.
Достижение планируемых результатов (формирование компетенций)
не происходит автоматически. Необходима специальная организация
учебного процесса, организация совместной учебной деятельности, учебного
материала, в целом — образовательной среды ВУЗа, так как состав
содержания образования определяется не только традиционной ЗУНовской
составляющей (отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых
понятий и методов базовых наук, лежащих в основе учебных предметов),
но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей
представления о структуре совместной и индивидуальной учебной деятельности
и представления об основных формах организации учебного
процесса, направленных на успешное формирование компетенций выпускника.
При
этом неоднозначность в определении объема и содержания понятий
«компетенция» и «компетентность» и их основных видов в педагогической
теории (поэтому каждый из авторов монографии обращается к
обозначению своей точки зрения), а также недостаточность опыта их
формирования в отечественной педагогической практике высшей школы
создают необходимость поиска в проектировании и реализации компетентностного
подхода в профессиональном образовании. В монографии
представлен опыт работы по формированию компетенций студентов, обучающихся
по направлению «Педагогическое образование» на базе Иркутского
государственного лингвистического университета.
Авторы данной работы обращаются к проблеме формирования профессиональной
компетентности с точки зрения ее метапредметного компонента.
Интересен опыт работы в рамках сопровождения студентов на
этапе адаптации к обучению в вузе по формированию компетентности во
времени, которая является условием достижения эффективности как в
учебно-профессиональной деятельности, так и в будущей профессиональной
деятельности специалиста. Результаты исследовательской работы
показали, что эта компетентность является одной из основных для решения
типичных проблем, возникающих у современного человека, живущего
постоянно при дефиците времени, а неумение студента эффективно рас4
Холстед М. Ю., Орджи Т. Ключевые компетенции в системе оценки в Великобритании
// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / под ред.
А. В. Великановой. Самара: Профи. 2001. 60 с.
5 | Страница
Стр.5
поряжаться своим временем создает трудности адаптации у значительной
части первокурсников.
В монографии описываются особенности организации учебного процесса,
обеспечивающего условия формирования рефлексивных умений у
студентов, представлены программа, методики и приемы их становления,
даны методики диагностики определённых аспектов (личностного, интеллектуального,
коммуникативного и кооперативного) рефлексии обучающихся.
Также
монография содержит рекомендации по развитию регулятивной
и социальной компетенций как неотъемлемых составляющих личности
безопасного типа. Эти компетенции позволяют педагогу осуществлять
эффективную саморегуляцию и самоконтроль, самостоятельно решать
существующие проблемы, безопасно взаимодействовать с людьми и окружающим
миром.
Комплексные результаты многолетней работы были представлены на
заседаниях кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности,
межкафедральном семинаре, заседаниях Совета образовательной
программы направления «Педагогическое образование», Совета
по воспитательной работе, Школы кураторов, Советов институтов и факультетов
университета, а также на конференциях различных уровней. Результаты
практической их реализации получили высокую оценку специалистов
области и других регионов.
В монографии представлены как теоретические исследования, так и
практические разработки авторов. Важно заметить, что представленный
опыт работы может быть легко диссеминирован в практику обучения в
других вузах.
Авторский коллектив заинтересован в сотрудничестве со специалистами,
работающими по данным вопросам, и заранее благодарен всем читателям
за отзывы, пожелания, описания опыта, критические замечания.
6 | Страница
Стр.6