Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 187 1998

О вере и неверии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРоссош Геннадий
Страниц32
ID323750
Аннотацияэкскурс в "параллельные миры" Лескова, Достоевского, Пушкина - по поводу одного богоборческого выплеска
Россош, Г. О вере и неверии / Г. Россош // Грани .— 1998 .— № 187 .— С. 240-271 .— URL: https://rucont.ru/efd/323750 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КУЛЬТУРА Геннадий Россош О вере и неверии Экскурс в "параллельные миры" Лескова, Достоевского, Пушкина — по поводу одного богоборческого выплеска "Мелочно-тщеславный старичок" С берегов Невы до наших московских холмов донесся вопрос: "Бог есть? <...> Обрушил на нас целый трактат, тогда как заведомо очевидно: есть Бог или нету Бога — это ведь область веры и неверия, где доказательства и неуместны, и несостоятельны. <...> Тем более что и сам автор трактата прекрасно сознает: с понятием "Бог" связаны представления о недосягаемой для нас абсолютной, вечной истине. <...> 3I-J1.1I 241 ГРАНИ Г* 187 Г. РОССОШ С нескрываемым уважением к самому себе он дарует просветительскую (в духе общества "Знание") лекцию слепым кутятам-верующим: "Реальный мир, развивающийся по естественным законам, бесконечно сложен, и подлинная его сложность, бесчисленность взаимных связей, предметов и явлений не дает простора для умственных спекуляций". <...> Словно не подозревая, насколько эта лекция избита, нелепа и смешна, он доводит ее до желанной кондиции: "Познание мира — это прежде всего трудоемкое и скрупулезное добывание фактов, на которое уходит девяносто девять процентов всех усилий, и лишь один процент остается на их обобщение, на абстрактную работу ума". <...> Причем ведь он не на словах, а на деле занимался и "скрупулезным добыванием фактов", и "абстрактной работой ума". <...> То есть гениальный физик вселяет в нас свободную возможность — от болячек живой действительности воспарять, в поиске исцеления, к абстрактному опыту, чистому знанию, безусловной вере. <...> Бог же рисуется в трактате "мелочно-тщеславным старичком, который вознаграждает только тех рабов своих, кто исключительно правильно ему служит". <...> Вера в высшие силы — это всегда неверие в себя", — изрекает далее голос и дает нам понять: уж он-то сам безо всякой оглядки верует в себя. <...> Будь он хоть чуточку юморнее, не зате243 ГРАНИ I* 187 Г. РОССОШ ял бы с такой помпой открывать нам "последнюю тайну: Бога нет вовсе. <...> Я намеренно <...>