Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659247)
Контекстум
Грани  / № 167 1993

Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЕсаулов Иван
Страниц28
ID323354
Аннотацияпублицистика
Есаулов, И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры / И. Есаулов // Грани .— 1993 .— № 167 .— С. 183-210 .— URL: https://rucont.ru/efd/323354 (дата обращения: 10.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПУБЛИЦИСТИКА Иван ЕСАУЛОВ Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры Проблема , сформулированна я в заглавии , изначальн о нуждаетс я не тольк о в обосновании , но и, та к сказать , в "оправдании" . <...> Дел о не тольк о в реально й неподъемност и заявленно й проблем ы ( с позиций строгог о академизма , даж е е е постановка , може т быть , слишко м поспешна и слишко м преждевременна) . <...> В поляризованно м сознании нашег о обществ а об а пер - вы х слова , прилагаемы е к русско й культур е (как , впро - чем , и к русско й истории) , не прост о решительн о н е нейтральны , но и аксиологическ и окрашен ы совершенн о противоположны м образом . <...> Нискольк о не утрируя , мож* о утверждать , чт о дл я одни х наши х соотечественнико в со - борност ь русско й культур ы являетс я лишь синонимо м е е врожденног о тоталитаризм а (либо , по крайне й мере , ещ е одни м кирпичиком в тоталитарно й е е твердыне , котору ю можн о и должн о сломат ь - хот я бы дл я благ а остальног о человеческог о сообщества) . <...> Дл я други х же сам о употреб - ление поняти я тоталитарност и по отношени ю к культур е России являетс я изначальн о предвзяты м методологичес - ки м приемо м ( в лучше м случае , некорректно й экстраполя - цией). <...> 183 Мы изначальн о вынужден ы отказатьс я о т всяко й уто - пической попытки "примирения " эти х полярны х позиций. <...> Возможн о ли "примирить " христианина , дл я которог о безличное пи, человек а означае т забвени е и м Божественно - г о образ а (лика ) в себе , и атеиста , понимающег о стремле - ние к Бог у именно ка к обезличивание сторону" , называю т себ я "рабам и Божьими" , пишут слов о "Бог " с большо й буквы , а "человек " - с маленько й и т. п. <...> )? Сут ь противостояния <...>