Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Грани  / № 138 1985

Искусство приспособления (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЖолковский
Страниц21
ID322436
Аннотациятест
Жолковский, А. К. Искусство приспособления / А. К. Жолковский // Грани .— 1985 .— № 138 .— С. 78-98 .— URL: https://rucont.ru/efd/322436 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. К. ЖОЛКОВСКИЙ Искусство приспособления «. . если вопрос стоит так - или героическое сопротивление фашизму, или ты сливаешься с ним, это морально обезоруживает человека. <...> Но. то, что я называю порядочностью,-. средство сохранить нравственные мускулы нации для более или менее подходящего исторического момента». <...> В природе искусства - установка на «сопряжение далековатых идей» (Ломоносов), на «примирение противоположностей» (Кольридж), на медиацию (mediation, букв, «посредничество») между занимающими человечество альтернативами. <...> Понятие медиации вошло в искусствоведение из структурной теории мифа, в частности, работ Кл. <...> Тем самым уже в недрах сталинского догматизма назревает атмосфера оттепели. <...> Материал для подобных наблюдений имеется в изобилии, ибо история советской литературы в значительной мере и есть история попыток приспособления писателей к режиму. <...> Не оставались полностью над схваткой даже такие фигуры, как Пастернак - автор «Второго рождения», в частности «пушкинских» «Стансов» («Столетье с лишним не вчера.»), и Мандельштам - автор «сталинской оды» и поклонник шинели красноармейской складки*. <...> Новый тур отталкивания/притягивания разыгрался в после Сталине кий период с участием самых разных величин и направлений - Евтушенко и Вознесенского, новомирских критических соцреалистов, Солженицына и Трифонова, молодежной прозы, деревенщиков, «националов» типа Айтматова, соцмодернистов типа Катаева и мн. др. <...> Зощенко, самый популярный беллетрист 20-х годов, заставлявший хохотать даже утомленных литературой наборщиков, а ныне по праву занявший место в учебниках и антологиях, оказался крепким орешком для литератур но-критического осмысления. <...> Да нет, плохой язык это нарочно, это сатира на бескультурье, на мурло мещанина, это язык его отрицательных персонажей. <...> Ждановская ругань, разумеется, повышает идеологические акции Зощенко (и Ахматовой) в наших глазах, и все же вряд ли нам следует довериться ей <...>