И. Ю. Хандархаева
РЕЧЕВОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
В РЕКЛАМЕ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И. Ю. Хандархаева
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
В РЕКЛАМЕ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов
направления подготовки 42.03.01 Реклама связи
с общественностью
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2015
Стр.3
УДК 821.161.1.09
ББК 81.411.2-22я73
Х 19
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Ответственный редактор
И Ж Степанова
кандидат филологических наук, доцент
Р е ц е н з е н т ы
Л. Н Омель ченко
кандидат филологических наук, доцент
В. Ц. Намсараева
кандидат социологических наук,
директор рекламного агентства «Жираф»
Хандархаева И. Ю.
Х 19
Речевое воздействие в рекламе: учеб.-метод. пособие /
отв. ред. И. Ж. Степанова. - Улан-Удэ : Издательство Бурятского
госуниверситета, 2014. - 80 с.
В данном учебно-методическом пособии представлены материалы в соответствии
с ФГОС по направлению подготовки 42.03.01. Реклама и связи с
общественностью. Предлагается теоретический материал в виде комментариев
к темам для выполнения творческих заданий, контрольные вопросы,
темы рефератов и курсовых работ, список литературы, интернет-ресурсы.
УДК 821.161.1.09
ББК 81.411.2-22я73
© Бурятский госуниверситет, 2015
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Речевое воздействие в рекламе - дисциплина, нацеленная на
повышение уровня практического владения литературным языком в
разных речевых ситуациях и в первую очередь в профессиональной
ситуации при составлении рекламных текстов и в межличностном
общении. Овладение навыками и знаниями в этой области позволит
как субъекту, так и объекту речевого воздействия избежать коммуникативных
неудач.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Речевое воздействие
в рекламе» рассчитано на студентов, обучающихся по направлению
подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью.
Курс подготовки основан на обобщении зарубежного и отечественного
опыта в сфере речевых методов воздействия и психологии
убеждающей речи для реализации в условиях российского рынка
рекламы и носит проблемный и прикладной характер.
Курс «Речевое воздействие в рекламе» базируется на терминологическом
и понятийном материале таких дисциплин, как «Русский
язык и культура речи», «Логика и теория аргументации», «Стилистика
и литературное редактирование», «Риторика», «Теория коммуникации»,
«Психолингвистика».
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Речевое воздействие в рекламе» входит в раздел Б3
(вариативная часть) ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО
42.03.01 Реклама и связи с общественностью.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины
Общекультурные компетенции:
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации
и мастерства (ОК-6).
Профессиональные компетенции:
- владеть основами речи, знать её виды, правила речевого этикета
и ведения диалога, законы композиции и стиля, приёмы убеждения
(ПК-5);
3
Стр.5
- способностью реализовывать знания в области рекламы и связей
с общественностью как сферы профессиональной деятельности
(ПК-12).
Цель курса - выработать компетенции в сфере речевого рекламного
воздействия.
Данный курс предполагает решение следующих задач;
- научить студента практическим приемам речевого воздействия
на читателя рекламного текста.
- сформировать основные навыки и умения для создания эффективного
рекламного текста.
- сформировать представление о содержательной специфике
рекламного текста;
- сформировать практические навыки по составлению рекламного
текста (линейного и модульного);
- активизировать лингвистическое чутье и языковой вкус.
Обязательный минимум содержания учебного материала по
курсу
По окончании курса дисциплины «Речевое воздействие в рекламе»
студент должен уметь:
- иметь представление о специфике речевого воздействия в рекламе
(понимать и уметь объяснить в доступной клиентам и заказчикам
содержание своей деятельности);
- иметь представление о целях и задачах ораторского искусства в
рекламном производстве;
- знать, понимать и уметь эффективно применять наиболее рациональные
формы речевого воздействия в рекламе (в письменном
и устном виде);
- знать программные основы курса «Речевое воздействие в рекламе»;
-
уметь оперативно пополнять полезные знания, умения и навыки
в области речевого воздействия в различных видах рекламы;
- иметь и творчески развивать полученные навыки с учётом изучаемого
курса «Речевое воздействие в рекламе»;
- творчески осваивать на практике оригинальные разработки
изучаемого курса «Речевое воздействие в рекламе».
4
Стр.6
Курс имеет практическую (в том числе профессиональнопрактическую)
направленность. Кроме того, задания позволяют
студентам проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных
как с повседневным, так и с профессиональным общением и
требующих от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства,
осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое
поведение ее реализации.
Теоретические основы курса закладываются на лекционных занятиях.
Итоговая
форма контроля - зачёт.
5
Стр.7
Литература к курсу
Основная литерат ур а
1. Гостенина В.И., Шарков Ф.И. Разработка и технологии производства рекламного
продукта: учебник. - М., 2010.
2. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. - СПб.: Питер,
2000. - 542 с.
3. Стернин И.А. Практическая риторика. - URL: http://ihtik.lib.ru/lib ru
edu_21dec2006.html
4. Шуванов В.И. Психология рекламы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 360 с.
Д ополнит ельная лит ер ат ур а
1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование
и злоупотребление / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. - СПб.: 2003. - 215 с.
2. Белинская Е.П. Социальная психология. - М., 2003. - 324 с.
3. Бернадская Ю.С. Текст в рекламе: учебное пособие для вузов. -
М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 287 с.
4. Бове К.Л. Современная реклама / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс.- Тольятти, 1995 .- 704 с.
5. Гребенкин Ю.Ю. Психотехнологии в рекламе: учебное пособие. - Новосибирск:
РИФ-плюс, 2000. - 214 с.
6. Джеймс Т. Эффективные методики внушения. - М., 2006. - 189 с.
7. Измайлова, М. А. Психология рекламной деятельности: учебник для вузов.
- М.: Дашков и К', 2008. - 413 с.
8. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. - М., 2004. - 257 с.
9. Иншакова, Н.Г. Рекламный текст: редакторский взгляд. - М., 2007. - 174 с.
10. Мозер, К. Психология маркетинга и рекламы. - М.: Гуманит. центр, 2004. - 380 с.
11. Паршин П.
Речевое воздействие
/ Интернет-ресурс:
http://slovari.yandex.rU/dict/krugosvet/article/krugosvet/6/1009689.htm
12. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов н/Д, 2003. - 314 с.
13. Репьев, А.П. Рекламодателю о рекламе.
- Интернет-ресурс:
http://www.koob.ru/repiev
14. Рубинштейн Л. Основы общей психологии/Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер,
2001. - 357 с.
15. Рюмшина, Л. И. Манипулятивные приёмы в рекламе. - М.: МАРТ, 2004. - 235 с.
16. Стернин И.А. Практическая риторика. - М.: Академия, 2007. - 268 с.
17. Стернин, И.А. Фактор адресата в речевом воздействии// Вестник ВГУ. Серия:
Филология. Журналистика. 2004. - № 1. - С. 125-134.
18. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 1998. - 278 с.
19. Шарков Ф.И. Технологии рекламы. - М.: РИП-холдинг, 2007. - 214 с.
Интернет-ресурс:
http://www.biblioclub.ru/
http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html
www. marketing.spb. ru
www.brandlab.ru
http://reclab. smysl.ru
www.pr-club.com
www.reklamaster.com
www.reklama-region.com
79
Стр.81