МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 06.04.01 «Биология» и смежным направлениям ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 57 (09) ББК 28.01 И 907 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Т. П. Анцупова, доктор биологических наук, профессор ВСГУТУ Л. К. <...> Рассмотрены принципы и методы познания живой природы. <...> Цель науки - изучение объективной картины развития и строения мира и получение о нем точных знаний. <...> Уайтхида, «наука есть едва ли не целиком результат интеллектуальной любознательности». <...> История и методология биологии Биология - наука о жизни. <...> Термин «биология» впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя - Тревиранус и Ламарк. <...> Как и другие естественные науки, биология возникла и развивалась в связи с желанием человека познать окружающий его мир живой природы, а также в связи с материальными условиями жизни общества, развитием общественного производства, медицины и практическими потребностями человечества. <...> Цель биологии как науки - научное познание мира живой природы. <...> Познание - это приобретение или результат приобрете5 ния знаний. <...> Первые научные сведения о живой природе человек стал накапливать с древних времен в рамках натурфилософии и медицины. <...> . Философы ионийской школы не верили в сверхъестественное происхождение жизни, а признавали причинность явлений жизни и то, что жизнь движется по естественному пути развития, подчиняясь естественным законам развития мира. <...> Ознаменовался созданием двух фундаментальных теорий биологии: клеточной теории Т. <...> Клеточная теория стала методологической основой последующих исследований растений, животных <...>
История_и_методология_биологии.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Допущено
Учебно-методическим объединением по классическому
университетскому образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 06.04.01 «Биология» и смежным направлениям
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2014
Стр.3
УДК 57 (09)
ББК 28.01
И 907
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Т. П. Анцупова, доктор биологических наук,
профессор ВСГУТУ
Л. К. Бардонова, кандидат биологических наук,
профессор БГУ
И 907 История и методология биологии: учебное пособие /
сост. Н.М. Ловцова, Б.Б. Намзалов. - Улан-Удэ: Изд-во
Бурят. госуниверситета, 2014. - 122 с.
ISBN 978-5-9793-0715-2
В учебном пособии дается представление о развитии биологии
как науки и о методологии биологических исследований, а также
характеристика основных этапов и современный уровень развития
биологии. Рассмотрены принципы и методы познания живой
природы.
Пособие предназначено для магистров-биологов.
ISBN 978-5-9793-0715-2
© Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
История и методология науки .................................................................. ......3
Тема I. Представления о живой природе в Античном мире ........................ 12
Тема II. Состояние естествознания в Средневековье (IV-XIV вв.) ............ 21
Тема III. Изучение живой природы в период эпоху Возрождения (XIVXVI
вв.) ..............................................................................................................31
Тема IV. Метафизический этап развития естествознания в Х'VI-KW вв...... .....39
Тема V. ХVIII век как этап систематизации биологических знаний
о живой природе и создания первых эволюционный концепций.......... ......48
Тема VI. XIX в. - этап формирования биологии как комплексной науки
и создания фундаментальных биологических теорий.............................. ....59
Тема VII. XX в. как этап прогрессивного развития биологических наук 77
Тема VIII. Биология на рубеже XX-XXI вв.....................................................96
Тема IX. Вклад российских ученых в развитие биологии ...................... .....101
Тема Х. Методология биологических исследований .............................. .....111
Библиографический список .............................................................................121
Учебное издание
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ
Учебное пособие
Составители
Наталья Михайловна Ловцова
Бимбацырен Батомункуевич Намзалов
Дизайнер И. Болонев Издательство Бурятского госуниверситета
Редактор Ж. В. Галсанова 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Компьютерная верстка Т. А. Олоевой Е-mail: riobsu@gmail.com
Свидетельство о государственной Подписано в печать 10.12.2014.
аккредитации Формат 60х84 1/16. Уч.-изд. л. 5,95.
№ 1289 от 23 декабря 2011 г. Усл. печ. л. 7,09. Тираж 1000. Заказ 300.
Дата выхода в свет 25.12.14. Цена свободная
Отпечатано в типографии Издательства
Бурятского государственного университета
670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.124