Ольга Ростиславовна Демидова Санкт-Петербург, Россия ДЕНЬГИ КАК СИМУЛЯКР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Аннотация В статье, основанной на дневниках известного российского (советского) историка А. <...> Манькова 1930-х гг., рассматривается феномен денег как (не)существующая в советском культурном пространстве реальность особого типа, осциллирующая на границе материального и виртуального. <...> В современном французском языке слово simulacrе значит «подобие, видимость»; выражение par simulacrе – «для вида, притворно». <...> Кроме того, существенными для избранной темы представляются значения «изображение, образ» и «призрак, видение», маркированные как устаревшие (то есть, исходные)1. <...> В постмодернистской эстетике симулякр понимается как стереотип, псевдовещь, пустая форма; как образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника; как поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит реальность2. <...> Деньги в самом общем виде понимаются как мера стоимости при купле-продаже, как средство платежей и предмет накопления, принимающие разную материальную форму в зависимости от уровня цивилизационного развития сообщества, где они имеют обращение3. <...> Очевидно, что глубинная семантическая структура значения «деньги как мера стоимости и средство платежей» имеет своим сущностным основанием феномен обоюдности: взаимодействующие стороны, взаимно отдавая что-то, взаимно же получают что-то взамен. <...> Таким образом, складывается как будто равномерная ситуация: отданное в обоих случаях компенсируется полученным. <...> В первом случае весьма существенным является негативный момент риска утраты, во втором – позитивный момент накопления и преумножения не только 1 Французско-русский словарь. <...> В риторике советской эпохи свойственная деньгам способность неизбежно превращаться в капитал как будто «автоматически» обусловливает возможность использования денег как инструмента эксплуатации человека человеком, что присуще <...>