Курс «Психология массовых коммуникаций» позволяет студентам познакомиться с основными положениями психологической науки в области специфики массовых коммуникаций и формирования общественного мнения, а также понять сущность психологических эффектов массовой коммуникации и механизмов формирования массовых вкусов, массовой моды, массового настроения и поведения. <...> Функции рекламы как вида коммуникации Вопросы для самоанализа . <...> Виды и основные характеристики толпы 78 Раздел 10.3. <...> Слухи и провокации как техника информационно-психологического воздействия . <...> 135 124 6 Введение Учебная дисциплина «Психология массовой коммуникации» является дисциплиной федерального компонента цикла дисциплин специализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Связи с общественностью». <...> Критериями освоения курса являются знания следующих основных понятий: массовая коммуникация как психологический процесс; структура личности как база восприятия информации; аудитория, ее типология и сегментация; психологические механизмы массовой коммуникации; психологические модели убеждающего воздействия; логические и эмоциональные апелляции к аудитории; групповые факторы в процессе убеждения; конформизм; цепь массовой коммуникации; подражание и заражение; массовый вкус; психология слухов; психология моды; творческое мышление, творческие способности, вербальное и невербальное мышление; имидж коммуникатора. <...> Средства массовой коммуникации (СМК) являются каналом передачи большого количества информации, позволяющей аудитории: - сформировать представление о мире; - удовлетворить познавательный интерес; - получить необходимую информацию для принятия важного решения; - сформировать новые представления, усвоить социальные нормы и формы поведения. <...> Сообщения СМК оказывают следующее влияние: - способствуют развлечению; - позволяют расслабиться, уменьшить тревогу <...>
Психология_массовых_коммуникаций_Конспект_лекций.pdf
УДК 159.9: 316.62
Жесткова Н.А.
Психология массовых коммуникаций. Конспект лекций. – Самара.: ГОУВПО
ПГУТИ, 2011. – 185 с.
Курс «Психология массовых коммуникаций» позволяет студентам познакомиться
с основными положениями психологической науки в области специфики
массовых коммуникаций и формирования общественного мнения, а также
понять сущность психологических эффектов массовой коммуникации и механизмов
формирования массовых вкусов, массовой моды, массового настроения
и поведения. Знания этой научной области являются необходимыми для успешной
профессиональной деятельности специалиста сферы связей с общественностью.
Рецензент:
Морозова
Г.А. – к.ист.н., профессор Восточной экономико-юридической
гуманитарной академии.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Жесткова Н.А., 2011
3
Стр.3
Содержание
Содержание ............................................................ 4
Введение.................................................................. 7
Лекция 1 ................................................................. 8
Тема 1. Массовая коммуникация как феномен ..... 8
современного общества .......................................... 8
Раздел 1.1. Понятие, функции и цели .................... 8
массовой коммуникации ......................................... 8
Раздел 1.2. Психологические основы влияния .... 10
средств массовой коммуникации ......................... 10
Вопросы для самоконтроля .................................. 15
Лекция 2 ............................................................... 16
Тема 2. Психология массового сознания ............. 16
Раздел 2.1. Понятие массового сознания ............. 16
Раздел 2.2. Механизмы формирования ................ 19
массового сознания ............................................... 19
Вопросы для самоконтроля .................................. 26
Лекция 3 ............................................................... 27
Тема 3. Психологическое воздействие................. 27
на массовое сознание ............................................ 27
Раздел 3.1. Виды направленного воздействия ..... 27
на смысловую сферу аудитории ........................... 27
Раздел 3.2. Механизмы смыслового воздействия на массовую аудиторию 32
Вопросы для самоконтроля .................................. 34
Лекция 4 ............................................................... 35
Тема 4. Способы психологического воздействия в35
массовой коммуникации ....................................... 35
Раздел 4.1. Заражение как метод воздействия ..... 35
Раздел 4.2. Подражание как метод воздействия .. 36
Раздел 4.3. Внушение как метод воздействия ..... 38
Вопросы для самоконтроля .................................. 40
Лекция 5 ............................................................... 41
Тема 5. Социально-психологические механизмы 41
воздействия общественного мнения на личность 41
Раздел 5.1. Интерес как основа интеграции индивидов
41
Раздел 5.2. Стереотипизация отношений как основа 44
интеграции индивидов .......................................... 44
Вопросы для самоконтроля .................................. 52
Лекция 6 ............................................................... 53
Тема 6. Стереотипы в средствах........................... 53
массовой коммуникации ....................................... 53
Раздел 6.1. Гендерные стереотипы в СМК .......... 53
Раздел 6.2. Медиа-образ пожилых людей ............ 57
Раздел 6.3. Медиа-образ людей с ......................... 59
4
Стр.4
нарушениями здоровья ......................................... 59
Вопросы для самопроверки .................................. 60
Лекция 7 ............................................................... 61
Тема 7. Психологические аспекты ....................... 61
убеждающей коммуникации ................................ 61
Раздел 7.1. Понятие убеждающей коммуникации61
Раздел 7.2. Требования к аргументации............... 62
Вопросы для самоконтроля .................................. 65
Лекция 8 ............................................................... 66
Тема 8. Закономерности массового поведения и 66
психология рекламного воздействия ................... 66
Раздел 8.1. Психология потребления как основание 66
рекламного воздействия ....................................... 66
Раздел 8.2. Роль рекламы в процессе принятия ... 69
потребительского решения ................................... 69
Вопросы для самоконтроля .................................. 71
Лекция 9 ............................................................... 72
Тема 9. Виды рекламного воздействия ................ 72
Раздел 9.1. Реклама как социокультурный феномен 72
Раздел 9.2. Функции рекламы как вида коммуникации
Вопросы для самоанализа ..................................... 76
Лекция 10.............................................................. 77
Тема 10. Стихийное массовой поведение ............ 77
Раздел 10.1. Определение понятия толпы............ 77
Раздел 10.2. Виды и основные характеристики толпы 78
Раздел 10.3. Особенности поведения толпы ........ 82
Вопросы для самоконтроля .................................. 88
Лекция 11.............................................................. 89
Тема 11. Психологическое воздействие............... 89
манипулятивного характера ................................. 89
Раздел 11.1. Способы тайного принуждения личности
74
89
Раздел 11.2. Задачи манипулятивного воздействия93
Вопросы самопроверки ......................................... 95
Лекция 12.............................................................. 96
Тема 12. Значение контроля за информационными96
потоками для социального управления ............... 96
Раздел 12.1. Манипулятивные возможности СМК96
Раздел 12.2. Проблема информационной............. 99
безопасности личности ......................................... 99
Вопросы для самоконтроля ................................ 101
Лекция 13............................................................ 102
Тема 13. Слухи и провокации как техника информационно-психологического
воздействия .......................................................... 102
Раздел 13.1. Социально-психологическая ......... 102
природа слухов .................................................... 102
5
Стр.5
Раздел 13.2. Классификация слухов ................... 105
Вопросы для самоконтроля ................................ 106
Лекция 14............................................................ 107
Тема 14. Мифы в массовой коммуникации ....... 107
Раздел 14.1. Психологические особенности ...... 107
мифологического мышления .............................. 107
Раздел 14.2. Причины возникновения ................ 109
социальной мифологии ....................................... 109
Вопросы для самоконтроля ................................ 111
Лекция 15............................................................ 112
Тема 15. Роль мифов в политике ........................ 112
Раздел 15.1. Предпосылки возникновения ........ 112
политических мифов ........................................... 112
Раздел 15.2. Функции политических мифов ...... 113
Вопросы для самоконтроля ................................ 116
Лекция 16............................................................ 117
Тема 16. Мифы в PR-деятельности .................... 117
Раздел 16.1. Мифология бренда ......................... 117
Раздел 16.2. Технология создания бренда-мифа 119
Раздел 16.3. Примеры успешных брендов-мифов121
Вопросы для самоконтроля ................................ 123
Лекция 17............................................................ 124
Тема 17. Психология журналистского творчества124
Раздел 17.1. Особенности журналистского творчества
Раздел 17.2. Моделирование социального имиджа127
журналиста .......................................................... 127
Вопросы для самоконтроля ................................ 129
Глоссарий ........................................................... 130
Список использованных источников............. 134
Рекомендуемая литература.............................. 135
124
6
Стр.6