Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конспект лекций по учебной дисциплине «Социология». Направление подготовки: 210700 Инфокоммуникацнонные технологии и системы связи. Профиль подготовки: 210700 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 210700 - Сети связи и системы коммутации (190,00 руб.)

0   0
АвторыПоволжский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц184
ID319645
АннотацияКонспект лекций по учебной дисциплине «Социология» предназначен для студентов вузов обучающихся по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникацнонные технологии, профили подготовки: Многоканальные телекоммуникационные системы, Сети связи и системы коммутации.
УДК316
ББК60.5
Конспект лекций по учебной дисциплине «Социология». Направление подготовки: 210700 Инфокоммуникацнонные технологии и системы связи. Профиль подготовки: 210700 - Многоканальные телекоммуникационные системы, 210700 - Сети связи и системы коммутации / Поволжский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2012 .— 184 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319645 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. <...> Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. <...> Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни. <...> Представление о предмете социологии было бы не полным, если бы мы не учитывали, что исходной клеточкой исследования общества является человек. <...> Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей. <...> Успех развития социологии как науки зависит от взаимодействия теоретической и прикладной социологии. <...> Если первую интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение, то микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действия, социализации и индивидуализации личности, стимулам групповых поступков. <...> Общая социология традиционно развивает две теории: теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад; теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д. <...> В ней можно выделить следующие разделы: исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.); исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы, как социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии <...>
Конспект_лекций_по_учебной_дисциплине_«Социологии»_Направление_подготовки_210700_Инфокоммуникацнонные_технологии_и_системы_связи_Профиль_подготовки_210700_-_Многоканальные_телекоммуникационные_системы_210700-_Сети_связи_и_системы_коммутации.pdf
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 1. Объект, предмет и структура современной социологии. 2. Функции социологии. 3. Место социологии в структуре современного знания. 1. "Социология" в буквальном переводе означает "учение об обществе" (от латинского "общество" и греческого "слово, учение"). Это наука, изучающая общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействие социальных общностей разного типа и уровня, социальные институты и социальные процессы в их связи с общественным целым. Предпосылкой и условием социального анализа является взгляд на общество как на систему, состоящую из объективно взаимосвязанных элементов. Любая отрасль науки имеет свой объект и предмет. Объект науки понимается нами как определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве наиболее общих объектов наук выступают природа и общество, откуда и вытекает деление всех наук на естественные и социально-гуманитарные. Из вышесказанного ясно, что объектом исследования социологии как науки является общество. В этой связи вполне правомерно мнение Ф. Гиддингса, считающего социологию наукой об обществе, которая "вмещает в себя всю область специальных социальных наук". Социология - обществоведческая наука, задача которой состоит в познании необходимых свойств и условий коллективной человеческой жизни, вытекающих из духовной природы человека (С. Франк). Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект. Философия, история, политология, правоведение - все это науки, изучающие общество. Поэтому ученый-социолог должен найти ту грань, "срез", специфическую качественную определенность, которая была бы интересна именно ему в отличие от историка, юриста, философа. Иначе говоря, он должен определить предмет социологии. Предмет науки предполагает, что объективная реальность берется не целиком, а лишь той стороной, которая определяется спецификой данной науки. Остальные стороны рассматриваются как условия существования объекта. Обычно предмет науки есть результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить вполне определенные закономерности функционирования и развития изучаемого объекта. Проблема предмета социологии впервые остро встала в XIX в., когда наука создавалась и обособлялась. Точное определение предмета было основным условием существования и обоснованием ее претензий на самостоятельность. На современном этапе уже никто не сомневается в том, что социология отстояла право на самостоятельное существование как наука, что она имеет свой предмет исследования и характерный лишь ей метод постановки проблем. Сейчас скорее преобладает тенденция не обособления, а интеграции различных социологических
Стр.2