Тихомирова РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА: школа развивающего чтения В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУБИБЛИОТЕКАРЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» Серия 1 Выпуск 1 И. И. Тихомирова Родом из военного детства: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) Методикобиблиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками Москва, 2015 ББК 7839 Т 46 Т 46 Тихомирова И.И. <...> Родом из военного детства (читаем, размышляем, выражаем в слове): Метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. <...> Предисловие На тему военного детства, говоря словами Виктора Драгун ского, «у нас писанопереписано, читаноперечитано». <...> Каждый рассказ, как маленький сколок войны, добавляет и уточняет самое важное: духовное знание о базовом источнике / 7 / И.И. Тихомирова / РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА: ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ победы народа — о любви к Родине. <...> К нему возвращаются и те, кто родом из во енного детства, кто пережил этот день расставаний и горест ных слез. <...> Эта вера основыва / 13 / И.И. Тихомирова / РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА: ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ лась на любви к родной стране и нравственном превосход стве народа. <...> «Мой добрый папа» О рассказе Юрия Германа «Война началась» (из повести «Вот как это было») Юрий Герман (1910—1967) принадлежит к числу крупных рус ских советских писателей. <...> Проверяя себя на зрелость, Юрий Герман писал и для детей. <...> / 14 / Раздел 1 / ТАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА / Юрий ГЕРМАН ВОЙНА НАЧАЛАСЬ (из повести «Вот как это было») К ак раз это было воскресенье, и мы творожники со сметаной и сахаром ели. <...> Потом говорит: — Вы, Алексей Павлович, извините, я вам сразу полдесятка принесу, для вас это даже незаметно будет, а меня уж и ноги не носят… Потом молоко пили с булками, потом подушками кидались <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№1_2015.pdf
И. И. Тихомирова
Родом
из военного
детства:
школа развивающего чтения
(читаем, размышляем, выражаем в слове)
Методико-библиографическое пособие
для руководителей детского чтения,
снабженное текстами
литературных произведений
для обсуждения с подростками
Москва, 2015
Стр.4
ББК 7839
Т 46
Т 46
Тихомирова И.И. Родом из военного детства (читаем, размышляем, выражаем в
слове): Метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами
литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. – М.:
РШБА, 2015. – 336 с. (Приложение к журналу «Школьная библиотека».
Серия «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 1)
Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И.И. Тихомировой приурочена
к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она призвана отдать дань
поколению, которое в детском возрасте пережило ужасы войны, показать, на какой
литературе духовно росло это поколение, снабдить родителей, учителей, библиотекарей
качественной литературой по этой теме.
Тип издания соответствует ранее созданному автором пособию «Добру откроем
сердце». Как в том, так и в этом пособии общая тема разбита на разделы, в каждом из
которых дано введение в тему, методическая аннотация на рекомендуемые для чтения
и обсуждения произведения, представлены сами тексты этих произведений и вопросы
для обсуждения.
Цель пособия – в Год литературы и в рамках проекта РШБА «Читающая мама –
читающая нация» познакомить взрослых и подростков с лучшими произведениями
художественной литературы об участии детей в Великой Отечественной войне,
созданными в период с июня 1941 по май 1945 года, содействовать формированию
исторического и патриотического сознания нынешних школьников, привить им
уважительное отношение к боевым и трудовым традициям ушедших поколений.
Всего в пособии кратко очерчены 34 литературных портрета писателей военного
времени. Их произведения – это самобытное явление прозы детской литературы,
созданной очевидцами и участниками войны.
Каждый раздел заканчивается списком дополнительной литературы по предлагаемой
теме. Взрослым и детям предоставлена возможность выбора из нескольких
произведений по избранной теме, наиболее для них интересных. Задача вопросов –
побудить детей к осмыслению прочитанного материала и к высказыванию собственного
мнения о поступках героев.
Подавляющее большинство рекомендуемых для чтения литературных текстов – это
рассказы, удобные для целостного восприятия. Они не требуют много времени для
чтения вслух и дают возможность вести обсуждение по свежим впечатлениям.
ISBN 978-5-91540-126-5
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015
© И.И. Тихомирова, 2015
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012—2018 годы)»
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел 1. Так началась война /11
Раздел 2. Вместо отцов /27
Раздел 3. Сиротство /47
Раздел 4. Память сердца /71
Раздел 5. В блокадном Ленинграде /87
Раздел 6. Под властью оккупантов /103
Раздел 7. Русские мальчики /127
Раздел 8. Вместе с партизанами /151
Раздел 9. Маленькие разведчики /169
Раздел 10. Они спасали раненых /185
Раздел 11. В гости к раненым бойцам /203
Раздел 12. Будущие адмиралы /221
Раздел 13. Храбрые девчонки и мальчишки /239
Раздел 14. Подвиги юных /257
Раздел 15. Война и гуманизм /275
Раздел 16. Победа /293
Раздел 17. Возвращение /309
Заключение /325
Указатель авторов и названий произведений для обсуждения /334
/ 5 /
Стр.6