Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Ярославский педагогический вестник

Ярославский педагогический вестник №3 2015

0   0
Страниц420
ID317011
АннотацияНаучный журнал «Ярославский педагогический вестник» издается с 1994 года и является первым научным журналом в Ярославской области,в котором публикуются статьи по различным отраслям наук. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Ярославский педагогический вестник .— Ярославль : ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К. Д. УШИНСКОГО .— 2015 .— №3 .— 420 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/317011 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. <...> Повышение учебной мотивации школьников в процессе освоения понятий самоподобного и фрактального множеств на основе принципа фундирования _________ 37 Налимова И. В., Шевчук А. В. <...> Использование ресурсов виртуального гербария ЯГПУ в образовательной практике _________________ 64 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Секованов В. С., Уваров А. Д., Елкин Д. В. <...> Изучение гладких множеств Жюлиа как средство развития креативности и исследовательской компетентности студентов ____________________________ 70 Прусова Н. А. <...> Основные компоненты методической системы обучения информатике будущего гражданского авиатора ___ 84 Ивановский В. С., Суглобов А. Е. <...> Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов ____________________ 99 Касаткина Н. Н., Лагутина Н. С., Данданова С. В. <...> Освоение педагогами ювенальных технологий в системе повышения квалификации ____________________ 134 ПСИХОЛОГИЯ Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А., Костригин А. А. <...> Возникновение и становление отечественной медицинской психологии __ 150 Григорьева А. А., Поваренков Ю. П. <...> Франка ____________ 274 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Мельник А. Г. Практики почитания «своих» святых в Спасо-Прилуцком монастыре в XV–XVI вв. <...> Проблемное поле речевой культуры в пространстве современного развлекательного телевидения __________ 375 Мищук А. Н. <...> Use of Resources of YSPU Virtual Herbarium in the Educational Practice ________________________________ 64 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION Sekovanov V. <...> Professional'noe samorazvitie budushhih social'nyh pedagogov [Tekst] : monografija / E. <...> Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii [Tekst] / pod red. <...> 16 И. В. Иванова, С. Н. Шепелева Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 3 УДК 37.013 Л. В. Байбородова Взаимодействие <...>
Ярославский_педагогический_вестник_№3_2015.pdf
ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Научный журнал Издается с 1994 года № 3–2015 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Рожков М. И. Стратегия развития воспитания в России – новые ориентиры воспитательной деятельности ______________7 Иванова И. В., Шепелева С. Н. Возможности дополнительного образования в саморазвитии учащихся ________________ 11 Байбородова Л. В. Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов ___________________________________________________________________________ 17 Пятков А. С. Формирование демократической культуры подростков в условиях детского общественного движения _____ 24 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Парменова Л. В., Первин Ю. А. Формирование метапредметных результатов основного общего образования на уроках информатики _______________________________________________________________________________ 29 Пластинин А. В., Иродова И. А. Формирование ИКТ-компетентности учащихся в процессе продуктивной деятельности на уроках физики в основной школе ___________________________________ 33 Смирнов Е. И., Секованов В. С., Миронкин Д. П. Повышение учебной мотивации школьников в процессе освоения понятий самоподобного и фрактального множеств на основе принципа фундирования _________ 37 Налимова И. В., Шевчук А. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике __________________________________________________________ 43 Тестов В. А. Формирование основных математических понятий у школьников на основе концепции фундирования _____ 48 Филонова Ю. А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при изучении прозаического текста _________ 53 Орехова Ю. М. Компонентное наполнение лингвистической компетенции ________________________________________ 59 Дмитриева Е. А. Использование ресурсов виртуального гербария ЯГПУ в образовательной практике _________________ 64 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Секованов В. С., Уваров А. Д., Елкин Д. В. Изучение гладких множеств Жюлиа как средство развития креативности и исследовательской компетентности студентов ____________________________ 70 Прусова Н. А. Интерактивные методы обучения дискретной математике в военном вузе _____________________________ 78 Беляева Е. В. Основные компоненты методической системы обучения информатике будущего гражданского авиатора ___ 84 Ивановский В. С., Суглобов А. Е. Особенности качественных характеристик профессорско-преподавательского состава, обучающего иностранных слушателей дистанционно ______________________________________________________ 88 Егорова О. С., Хрулева И. И. Педагогические средства повышения мотивации к изучению иностранного языка _________ 93 Шиманчик М. С. Аксиологизация содержания профессиональной подготовки будущих педагогов ____________________ 99 Касаткина Н. Н., Лагутина Н. С., Данданова С. В. Педагогические средства повышения качества обучения студентов иностранному языку _________________________________________________________________________________ 104 Байбородова Л. В., Кротова М. В. Подготовка педагогов дополнительного образования к организации взаимодействия детей разного возраста _____________________________________________________ 109 Мельникова Е. М., Каменская Т. Г., Самсонова А. А., Ушакова А. П. Реализация модели сетевого взаимодействия в процессе формирования готовности магистрантов к работе с одаренными детьми ____________________________ 115 Тихомирова Н. Г. Особенности организации практики студентов бакалавриата по профилю «Дополнительное образование» _____________________________________________________________ 120 Мейер К. Д. Особенности подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь _________________________ 126 Чиркун О. В. Освоение педагогами ювенальных технологий в системе повышения квалификации ____________________ 134 ПСИХОЛОГИЯ Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А., Костригин А. А. Вениамин Алексеевич Снегирев: психолог и богослов ____________ 138 Золотова Н. В., Мазилов В. А., Базиков М. В. Возникновение и становление отечественной медицинской психологии __ 150 Григорьева А. А., Поваренков Ю. П. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности __________________________________________________________ 166 Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Влияние системы требований к успешности труда на психологические особенности студентов и молодых педагогов ___________________________________________ 175 3
Стр.3
Симановский А. Э., Алексеева Т. В. Мониторинг развития регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ___________________________________ 184 Саватеева А. Л., Тишинова Е. А., Тихомирова Л. Ф., Бурыкина Н. М. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов и воспитателей, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта ___________________________________________________ 189 Золотарева С. С., Ансимова Н. П. Динамика формирования групповой самооценки _______________________________ 196 Субботина Л. Ю., Чихачев М. В. Неэффективность общения при деформации коммуникативной компетентности______ 200 Крюкова Т. Л., Шаргородская О. В. Одиночество ВИЧ-инфицированных людей как фактор, препятствующий совладанию с болезнью _______________________________________________________________ 205 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Злотникова Т. С., Киященко Л. П. Диалог о методологии социокультурного исследования массовой культуры в России 211 Закс Л. А. Творчество Эрнста Неизвестного в контексте художественной культуры ХХ в.: типологизация образа _______ 220 Летина Н. Н., Киселева Н. В., Моцевик А. С. Актуализация экзистенциальных смыслов в массовом сознании России 1990-х гг.__________________________________________________________________ 227 Злотникова Т. С., Фролова А. В. «Человек массы» в современном городе ________________________________________ 232 Липский В. Н. Антиномии национального бытия и духа в творчестве Ф. Достоевского _____________________________ 241 Ерохина Т. И., Тирахова В. А. Герой и поступок в фильме Э. Рязанова «Берегись автомобиля» ______________________ 246 Антонец А. А. «Пограничья» Андрея Тарковского ___________________________________________________________ 250 Дроздова А. В. Специфика визуальных исследований в современном гуманитарном знании _________________________ 254 Киричек А. В. Архетипы неоромантизма: Дикарка и Фродо ____________________________________________________ 260 Копосова Е. М. Библейская фразеология как символический указатель культурных концептов _______________________ 265 Пичко Н. С. Музыкальное творчество в пространстве культуры ________________________________________________ 269 Солтан Мохаммади Рад-Хассан Влияние творчества М. Хайдеггера на философские взгляды С. Франка ____________ 274 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ Мельник А. Г. Практики почитания «своих» святых в Спасо-Прилуцком монастыре в XV–XVI вв. ___________________ 278 Соколов А. Б. Культура придворного общества при Людовике XIV: точка зрения А. Н. Савина ______________________ 284 Багновская Н. М. Традиционный народный костюм Чернигово-Северщины ХIХ – начала XX в. как отражение этноисторических процессов _____________________________________________________________ 291 Федотова А. А. Мотив телесности в очерке Н. С. Лескова «Русские деятели в Остзейском крае» _____________________ 296 Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Университеты России на рубеже XIX–XX вв.: эксперимент с «чиновниками от просвещения» (А. Н. Шварц, Л. А. Кассо) ___________________________________ 301 Федюк В. П. Российский обыватель в годы Гражданской войны: социокультурные аспекты повседневности ___________ 312 Осьмачко С. Г. Миф и стереотип в общественном сознании (советская социальная реальность 1930-х – начала 1940-х гг. и современность) ________________________________ 319 Густякова Д. Ю. Русская оперная классика в ситуации глобальных вызовов ______________________________________ 325 Летина Н. Н., Киселева Н. В., Горева А. А. Семейный дискурс современной отечественной рекламы ________________ 331 Ерохина Т. И., Семенова М. А. Грани странничества в современном отечественном кинематографе __________________ 337 Догорова Н. А. Пластическая структура танца в историко-этнографических материалах: специфика и правомерность сближения контекстов _______________________________________________________ 343 КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ Еремин А. В. Формы и методы деятельности патриархов в контексте социокультурного параморфоза ________________ 349 Ваняшова М. Г. «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии…» ___________________________________________ 356 Пермиловская А. Б. Культурное пространство Русский Арктики _______________________________________________ 362 Летина Н. Н., Моцевик А. С. Имиджевые характеристики Федеральной службы безопасности Российской Федерации в массовом сознании_____________________________________________________________ 366 Клитин С. С. Озвученная поэзия: размышления искусствоведа и режиссера (в одном лице) _________________________ 371 Фукс Д. А. Проблемное поле речевой культуры в пространстве современного развлекательного телевидения __________ 375 Мищук А. Н. Историко-культурологический анализ оборота культурных ценностей в реалиях современного мира ______ 380 Летин В. А. Литературная выставка как интерпретация и актуализация художественного текста: «Н. Некрасов. Железная дорога» _______________________________________________________________________ 383 Трыкова О. Ю. Изменения восприятия литературных терминов и образов в современной культуре ___________________ 389 Федоров Д. А. Контроверсия «натурализм» vs. «конвенционализм» в концепциях Лукреция и Цицерона о возникновении цивилизации, культуры и языка __________________________ 392 Цветкова О. Л. Эволюция потребления: от Аристотеля до постмодерна _________________________________________ 398 Милосердова Е. Е., Пефтиев В. И. Литература и СМИ в медиапространстве Франции _____________________________ 403 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ _____________________________________________________________________________ 408 Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник» и требования к оформлению рукописей _______________________________________________________________ 418 4
Стр.4
YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN Scientific Magazine Published since 1994 № 3–2015 THE CONTENT GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Rozhkov M. I. Strategy of Education Development in Russia – New Objectives of the Educational Activity ___________________7 Ivanova I. V., Shepeleva S. N. Further Education Opportunities for Students’ Self-Development ___________________________ 11 Baiborodova L. V. Interaction of Subjects of Support of Vocational Training of Orphan Graduates _________________________ 17 Pyatkov A. S. Formation of Teenagers’ Democratic Culture in Conditions of Children's Social Movement ____________________ 24 THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION Parmenova L. V., Pervin Ju. A. Formation of Metasubject Results of Basic General Education at Informatics Lessons __________ 29 Plastinin A. V., Irodova I. A. Formation of the ICT Competence of Pupils in the Course of Productive Activity at Physics Lessons at the Basic School ________________________________________ 33 Smirnov E. I., Sekovanov V. S., Mironkin D. P. Increase of Schoolchildren’s Educational Motivation in the course of Development of Self-Similar and Fractal Sets Concepts on the Basis of the Funding Principle _____________ 37 Nalimova I. V., Shevchuk A. V. Formation of Junior Schoolchildren’s Cognitive Universal Educational Actions in Mathematics Training ________________________________________________________________________________ 43 Testov V. A. Formation of Schoolchildren’s Basic Mathematical Notions on the Basis of the Funding Concept ________________ 48 Filonova Ju. A. Formation of Students’ Communicative Competence at Studying the Prosaic Text _________________________ 53 Orekhova Ju. M. To the Question of Structural Units of the Linguistic Competence _____________________________________ 59 Dmitrieva E. A. Use of Resources of YSPU Virtual Herbarium in the Educational Practice ________________________________ 64 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION Sekovanov V. S., Uvarov A. D., Elkin D. V. Study of Smooth Julia Sets as a Means to Develop Students’ Creativity and Research Competence ____________________________________________ 70 Prusova N. A. Interactive Ways of Training Discrete Mathematics in Military Academy __________________________________ 78 Belyaeva E. V. Main Components of the Methodical System in Training Future Civil Aviation Personnel to Informatics ________ 84 Ivanovsky V. S., Suglobov A. E. Features of the Qualitative Characteristics of the Faculty Teaching Foreign Students in Distance Learning ___________________________________________________________________________________ 88 Egorova O. S., Khrulyova I. I. Pedagogical Means to Increase Motivation in Learning a Foreign Language __________________ 93 Shimanchik M. S. Axiologization of the Content of Future Teachers’ Professional Training _______________________________ 99 Kasatkina N. N., Lagutina N. S., Dandanova S. V. Pedagogical Means to Improvement the Quality of Students’ Training in a Foreign Language _________________________________________________________________________________ 104 Baiborodova L. V., Krotova M. V. Further Education Teachers’ Training to Organize Interaction of Different Age Children ____ 109 Melnikova E. M., Kamenskaya T. G., Samsonova A. A., Ushakova A. P. Realization of the Network Interaction Model in the Process of Formation of Undergraduates’ Readiness to Work with the Gifted Children _________________________ 115 Tikhomirova N. G. Approaches to Organize Practice of Bachelor-Students on the Profile «Further Education» _______________ 120 Meyer K. D. Peculiarities of Labour Teachers’ Modern Training in the Republic of Belarus ______________________________ 126 Chirkun O. V. Obtaining of Juvenile Technologies by Teachers in the System of Skill Improvement _______________________ 134 PSYCHOLOGY Stoyukhina N. Yu., Mazilov V. A., Kostrigin A. A. Veniamin Alekseevich Snegiriov: Psychologist And Theologian ___________ 138 Zolotova N. V., Mazilov V. A., Bazikov M. V. Becoming and Development of Russian Medical Psychology _________________ 150 Grigorieva A. A., Povarionkov Ju. P. Problem of the Correlation and Interaction of Professional Self-Actualisation and Professional Self-Realization of the Personality__________________________________________________________ 166 Povarionkov Ju. P., Slepko Ju. N. Influence of the System of Requirements to Success of Work on Students and Young Teachers’ Psychological Features _______________________________________________________________ 175 5
Стр.5
Simanovsky A. E., Alekseeva T. V. Monitoring of Regulatory Universal Educational Actions Development in Junior Schoolchildren with Mental Retardation ___________________________________________________________ 184 Savateeva A. L., Tishinova E. A., Tikhomirova L. F., Burykina N. M. Psychology and Pedagogical Support of Activity of Teachers and Tutors Working with Children and Teenagers with Moderate and Bad Intelligence Retardation ___________ 189 Zolotariova S. S., Ansimova N. P. Dynamics in Group Self-Assessment Formation ____________________________________ 196 Subbotina L. Ju., Chikhachev M. V. Ineffective Communication during Deformation of the Communicative Competence ______ 200 Krjukova T. L., Shargorodskaya O. V. Loneliness as a Barrier in Coping with HIV-Infection ____________________________ 205 THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Zlotnikova T. S., Kiyashchenko L. P. Dialogue about Methodology of Sociocultural Research of Mass Culture in Russia _______ 211 Zaks L. A. The Art of Ernst Neizvestny in the 20th century Artistic Culture Context: Typologisation of the Image ____________ 220 Liotina N. N., Kiseliova N. V., Motsevik A. S. Actualisation of Existential Meanings in Mass Consciousness of Russia in 1990-s ________________________________________________________________ 227 Zlotnikova T. S., Frolova A. V. «Man of Mass» in a Modern City __________________________________________________ 232 Lipsky V. N. Contrast of the National Being and Spirit in F. Dostoevsky’s Works ______________________________________ 241 Erokhina T. I., Tirakhova V. A. Hero and Act in Eldar Ryazanov’s Film «Beware of the Car» ___________________________ 246 Antonets A. A. «Boundaries» of Andrey Tarkovsky _____________________________________________________________ 250 Drozdova A. V. Specificity of Visual Studies in Contemporary Human Sciences _______________________________________ 254 Kirichek A. V. Archetypes of Neo-Romanticism: the Savage Woman and Frodo _______________________________________ 260 Koposova E. M. Biblical Phraseology as a Symbolic Indicator of Significant Cultural Concepts ___________________________ 265 Pichko N. S. Musical Creativity in the Cultural Space ____________________________________________________________ 269 Soltan Mokhammadi Rad-Khassan Influence of M. Heidegger’s Works on S. Frank’s Philosophical Views _________________ 274 HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES Melnik A. G. Practices of Worshiping «Own» Saints in the Spaso-Prilutsky Monastery in the XV–XVI centuries _____________ 278 Sokolov A. B. Culture of Court Society during the Reign of Louis XIV: A. N. Savin’s Point of View _______________________ 284 Bagnovskaya N. M. A Traditional National Dress of Chernigovo-Severshchina in the XIX – the beginning of the XX century as Reflection of Ethno-Historical Processes _________________________________________________ 291 Fedotova A. A. The «Body Discourse» in Nicolay Leskov’s Historical Publicism ______________________________________ 296 Novikov M. V., Perfilova T. B. Universities of Russia at the Boundary of the XIX–XX centuries: Experiment with «Officials from Education» (A. N. Schwartz, L. A. Kasso) _______________________________________ 301 Fedjuk V. P. The Russian Inhabitant during the Civil War: Sociocultural Aspects of Everyday Life ________________________ 312 Osmachko S. G. The Myth and Stereotype in Public Conscience (the Soviet social reality in the 1930-s – the beginnings of the 1940-s and the present) _______________________________ 319 Gustyakova D. Ju. Russian Classical Opera in the Situation of Global Challenges ______________________________________ 325 Liotina N. N., Kiseliova N. V., Goreva A. A. Family Discourse of Modern Russian Advertisng ___________________________ 331 Erokhina T. I., Semionova M. A. Faces of Wandering in the Modern Russian Cinema __________________________________ 337 Dogorova N. A. A Plastic Structure of Dance in Historical and Ethnographic Materials: Specificity and Legitimacy of Contexts Rapprochement ______________________________________________________ 343 CULTURE CONFORMABLE PRACTICES Eriomin A. V. Forms and Methods of Patriarchs’ Activity in the Context of Sociocultural Paramorphose ____________________ 349 Vanyashova M. G. «Inspiration is Necessary in Poetry, as well as in Geometry…» _____________________________________ 356 Permilovskaya A. B. Russian Arctic Cultural Space _____________________________________________________________ 362 Liotina N. N., Motsevik A. S. Image Characteristics of the Federal Security Service of the Russian Federation in Mass Conscience ______________________________________________________________ 366 Klitin S. S. The Voiced Poetry: Reflections of the Art Critic and Director (as one person) ________________________________ 371 Fuks D. A. A Problem Field of Speech Culture in Space of Modern Entertainment Television ____________________________ 375 Mishchuk A. N. A Historical-Culturological Analysis of Cultural Values Circulation in Modern World Realities _____________ 380 Liotin V. A. A Literary Exhibition as Interpretation and Actualization of the Art Text: «N. Nekrasov. Railway» ______________ 383 Trykova O. Ju. Changes in Perception of Literary Terms and Images in Modern Culture ________________________________ 389 Fiodorov D. A. Discussion «Naturalism» vs. «Conventionalism» in the Theories of the Origin of Civilization, Culture and Language of Lucretius and Cicero ______________________________________________________________ 392 Tsvetkova O. L. Evolution of Consumption: from Aristotle to Postmodern ____________________________________________ 398 Miloserdova E. E., Peftiev V. I. Literature and Mass Media in Media Space of France __________________________________ 403 INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _________________________________________________________________ 413 Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin» and Requirements to Typography of Manuscripts ________________________________________________________ 419 6
Стр.6