Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №35 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268318
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №35 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268318 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НЕСТАБИЛЬНОСТИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Каспий – еще одна конфликтная зона 03 еще одна конфликтная зона 03 Каспий ТЕМА БЕСПОРЯДОК В рамках модернизации Вооруженных Сил танковый парк В рамках модернизации Вооруженных Сил танковый парк страны к 2020 году пополнится страны к 2020 году пополнится 2300 единицами отечественного 2300 единицами отечественного производства. <...> Как подготовят экипажи проблемам и перспективам подготовки танковых экипажей. <...> Еженедельник «ВПК» начинает Еженедельник «ВПК» начинает серию публикаций, посвященных серию публикаций, посвященных проблемам и перспективам подготовки танковых экипажей. <...> Четвертому кораблю проекта 21631, закладываемому в канун празднования Дня Республики Татарстан и 80-летнего юбилея города Зеленодольска, присвоено знаковое имя «Зеленый Дол». <...> В отличие от своего прототипа – малого артиллерийского корабля проекта 21630 – МРК проекта 21631 имеет почти вдвое увеличенное водоизмещение и оснащается ракетным вооружением. <...> Открытие Центра косОСАДОК ОТ «ВАРШАВЯНКИ» НОВЫЕ СТАРЫЕ СУБМАРИНЫ: НАДЕЖДА ИЛИ БЛЕФ Александр КАРПЕНКО 17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. <...> В данный момент разрабатываются новые технологии для системы автоматического спасения экипажа, находящегося в этой капсуле. <...> 04 БЕСПОРЯДОК В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО ЭКИПАЖА САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ТАНК БЕСПОЛЕЗЕН НА ПОЛЕ БОЯ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО ЭКИПАЖА САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ТАНК БЕСПОЛЕЗЕН НА ПОЛЕ БО Василий ТРУШИН Василий ТРУШИН РОССИЙСКИЙ КОСМОС – ВСЕГО ДВА ПРОЦЕНТА Годовой объем мирового рынка космических услуг оценивается в 300 миллиардов долларов, доля нашей страны незначительна. <...> В 2009 году расходы США на гражданские, военные и специальные космические программы составили около 64 миллиардов долларов. <...> ЮЖНАЯ ДУГА ЮЖНАЯ ДУГА О НОВЕЙШИХ <...>
Военно-промышленный_курьер_№35_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА НЕСТАБИЛЬНОСТИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Каспий – еще одна конфликтная зона 03 еще одна конфликтная зона 03 Каспий ТЕМА БЕСПОРЯДОК В рамках модернизации Вооруженных Сил танковый парк В рамках модернизации Вооруженных Сил танковый парк страны к 2020 году пополнится страны к 2020 году пополнится 2300 единицами отечественного 2300 единицами отечественного производства. Кто будет сидеть производства. Кто будет сидеть за броней новых танков? за броней новых танков? Как подготовят экипажи проблемам и перспективам подготовки танковых экипажей. Как подготовят экипажи и в целом танковые подразделения? и в целом танковые подразделения? Еженедельник «ВПК» начинает Еженедельник «ВПК» начинает серию публикаций, посвященных серию публикаций, посвященных проблемам и перспективам подготовки танковых экипажей. ТЕНДЕНЦИИ ИННОВАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР В Ульяновске открывается инновационно-образовательный Центр космических услуг. ний земной поверхности со спутников. Он будет действовать на базе лаборатории космических исследований Ульяновского государственного университета (УлГУ). Основные задачи центра – создание мультимедийных образовательных ресурсов в области космических исследований на основе интернет-технологий, разработка образовательных ресурсов по различным направлениям деятельности УлГУ, получение изображемических услуг в Ульяновске – подтверждение высокого уровня подготовленности высших учебных заведений и специалистов региона. Одна из основных целей создания центра – обучение студентов, аспирантов, школьников и всех желающих методике создания и использования геоинформационных материалов по различным направлениям деятельности. Это серьезный скачок в профильном образовании в области. КИТАЙ ИСПЫТАЛ НОВЕЙШУЮ МБР Пекин провел успешное испытание межконтинентальной ракеты, способной достичь любой точки на территории США. Официально необъявленное испытание «Дунфэн-41» (DF41) проведено еще в июле. Ракета была запущена с полигона «Учжай», расположенного в центральной китайской провинции Шаньси, в направлении пустыни на западе страны. DF-41 является мобильным комплексом, очень сходным по внешнему виду с российским «Тополем». Однако судя по фотографии комплекса, опубликованной еще в 2007 году, больше его. Дальность действия ракеты составляет от 10 тысяч до 14 тысяч километров. Она оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН) с 10 ядерными боеголовками, а также содержит ложные цели, имитирующие боевые блоки, для противодействия системе ПРО. Ракет данного типа, создание которых началось еще в 90-х годах, у КНР ранее не было. Это первая МБР с такой дальностью и РГЧ ИН. Американские военные источники, обеспокоенные появлением этой МБР у КНР, называют его ядерным оружием «первого удара». Они указывают, что эта ракета создавалась непосредственно для нанесения удара по целям на всей территории США с применением РГЧ ИН. Имеющиеся в настоящее время у КНР моноблочные МБР DF-31 и DF-31A способны достигать лишь отдельных районов тихоокеанского побережья США, а также территории Индии и российского Дальнего Востока и Сибири. Вместе с тем, как пишет китайская газета Global Times, эксперт Вэй Гоань опроверг факт испытания «Дунфэн-41»: «Испытанная ракета не была DF-41. Действительно, Второй артиллерийский корпус (стратегических ядерных ракетных сил Китая) разрабатывает межконтинентальную баллистическую ракету нового поколения именно с такими характеристиками, о которых пишут западные СМИ. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Считаете ли вы, что цель политики Запада – столкнуть лбами Россию и Китай, таким образом устранив конкурентов их же собственными руками? ДА 73% ДА 73% НЕ ЗНАЮ 8% НЕ ЗНАЮ 8% НЕТ 19% НЕТ 19% Читайте материал на стр. 06 Читайте материал на стр. 06 СП ПО ВЫПУСКУ «СМЕРЧА» Россия и Индия откроют совместное предприятие по производству 300-мм реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч». СП будет создано государственным комитетом оборонных предприятий OFB (Ordnance Factory Board) и российским совместным предприятием, образованным ОАО «Рособоронэкспорт» и государственным научнопроизводственным предприятием (ГНПП) «Сплав» (город Тула), выпускающим РСЗО «Град». Совместное предприятие начнет выпускать пять вариантов реактивных снарядов для РСЗО «Смерч» на базе технологий, полученных от российской стороны. На основе их локализации российско-индийское СП достигнет новых высот в производстве усовершенствованных ракетных систем. Никаких деталей по принятому решению не приводится, хотя по аналогии с ранее подписанными промышленными соглашениями между Россией и Индией все создаваемые по межправительственным договорам СП были сформированы в соотношении 50:50. В качестве примера можно привести образованное в 2010 году СП по разработке и производству многоцелевого транспортного самолета MTA (Multirole Transport Aircraft) и созданное в 1998 году СП «БраМос Аэроспейс» по разработке и выпуску сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос». Однако доли в СП «БраМос Аэроспейс» распределены в соотношении 49,5:50,5 в пользу индийской стороны. В принципе согласно законам Индии создание СП в оборонном секторе находится под юрисдикцией Комитета по содействию иностранным инвестициям, на решение которого может потребоваться несколько месяцев. Кроме того, прямые иностранные инвестиции в СП индийской оборонной промышленности ограничены уровнем 26 процентов. В рамках двусторонних соглашений помимо совместной разработки самолета MTA и выпуска ракет «БраМос» Россия и Индия ведут совместную разработку истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft) на основе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, а также осуществляют лицензионное производство в Индии многоцелевых истребителей Су-30МКИ и основных боевых танков Т-90С. Все эти программы находятся в ведении Индийско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, образованной в 1999 году. Что касается РСЗО, то на вооружении сухопутных войск индийской армии состоят 150 единиц РСЗО «Град», которые поставлялись в начале 70-х годов Советским Союзом. Кроме них, в период 2005–2006 годов Россия поставила ВС Индии 42 РСЗО «Смерч», созданных в НПО «Сплав». Последние модификации этого комплекса способны применять шесть типов реактивных снарядов различного назначения. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ЧЕТВЕРТЫЙ В СЕРИИ МРК В ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») состоялись торжественные мероприятия, приуроченные к закладке четвертого в серии малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631. Головной корабль «Град Свияжск» проекта 21631 был заложен 27 августа 2010 года, первый серийный корабль «Углич» – 22 июля 2011-го, третий – «Великий Устюг» – 27 августа 2011 года. Четвертому кораблю проекта 21631, закладываемому в канун празднования Дня Республики Татарстан и 80-летнего юбилея города Зеленодольска, присвоено знаковое имя «Зеленый Дол». Всего планируется построить пять кораблей разработки Зеленодольского проектноконструкторского бюро. МРК проекта 21631, строящиеся для Военноморского флота России, являются многоцелевыми кораблями класса «река-море», оснащенными самыми современными образцами артиллерийского, ракетного, противодиверсионного, зенитного и радиотехнического вооружения. Их назначение – охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа – малого артиллерийского корабля проекта 21630 – МРК проекта 21631 имеет почти вдвое увеличенное водоизмещение и оснащается ракетным вооружением. Длина корабля – 75 метров, ширина – 11 метров, осадка – 2,5 метра, водоизмещение – 949 тонн, скорость – 25 узлов. В настоящее время на заводе осуществляется поэтапная реализация программы технологических проектов по техническому перевооружению и модернизации производственной базы предприятия. В корпусозаготовительном цехе состоялся торжественный запуск машины плазменной резки OmniMat L5000 (производство MESSER Cutting Systems, Германия). Эта полностью автоматизированная установка способна резать металл толщиной от 2 до 50 миллиметров с высокой точностью реза. Ее запуск является одним из этапов модернизации судостроительного производства, что в ближайшем будущем позволит планомерно увеличить объемы и повысить эффективность производства в целом. Открытие Центра косОСАДОК ОТ «ВАРШАВЯНКИ» НОВЫЕ СТАРЫЕ СУБМАРИНЫ: НАДЕЖДА ИЛИ БЛЕФ Александр КАРПЕНКО 17 августа 2012 года на ОАО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония закладки большой дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) «Старый Оскол» проекта 636.3. Теперь субмарины этого типа строятся для ВМФ России, а до этого на протяжении 20 лет шли только на экспорт. очередной опытный образец перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Три машины Т-50, также известные как отечественные истребители пятого поколения, в настоящее время находятся на разных стадиях испытаний. Первый летный образец (Т-50-1) завершает программу подготовки к тестовым полетам на большие закритические углы атаки и сверхманевренность. На втором (Т-50-2) проводятся исследования по устойчивости, управляемости и прочности самолета в большом диапазоне до- и сверхзвуковых режимов полетов в различных конфигурациях. На третьем летном образце (Т-50-3) недавно были начаты испытания бортовой радиолокационной системы с активной фазированной антенной решеткой (БРЛС с АФАР) в составе бортового комплекса авионики. Использование АФАР позволяет увеличить дальность обнаружения противника, параллельно работать как по наземным, так и по воздушным целям, распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты, одновременно атаковать несколько целей. В этом году к программе испытаний присоединится БЛИЖАЙШИЕ ЛУННЫЕ МИССИИ Россия после 2025 года приступит к созданию на Луне автоматизированной базы. Согласно отечественной лунной программе в 2014 году Россия совместно с Индией проведет запуск аппарата «ЛунаРесурс». Миссия обеспечит комплексные исследования земного спутника как с российского аппарата, который должен совершить посадку в полярной области соседки Земли и обеспечить работу индийского лунохода, так и с орбитального аппарата (Индия). Через год после этого к Луне отправится вторая российская миссия – «Луна-Глоб», также предусматривающая посадку спускаемого аппарата в полярной области. Модуль проведет эксперимент по поиску частиц космических лучей сверхвысоких энергий. После 2017 года намечена реализация еще двух программ – «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Грунт»: в рамках первой на естественный спутник Земли за образцами вещества отправят луноход, а во время второй образцы будут доставлены на Землю. После 2025 года на спутнике Земли планируется создать своеобразный полигон – последовательно развертываемые средства автоматической базы. АМЕРИКАНСКАЯ СВЕРХТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА Новая ракета-носитель (РН), запланированная на замену носителя «Сатурн-5», сможет выводить на орбиту 70 тонн. Launch System (SLS), будет применяться в нескольких вариантах, способных доставлять в космос от 70 до 130 тонн. Планируется, что она станет работать на жидких водороде и кислороде и использовать на второй ступени разгонный блок J-2X – версию ЖРД разработки компании «Рокетдайн» начала 60-х годов прошлого века. Создаваемая сверхтяжелая РН выведет на орбиту версию MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle) капсулы «Орион» (Crew Exploration Vehicle – CEV, многоцелевого капсульного частично многоразового пилотируемого космического корабля, разработанного в рамках завершенной в 2010 году программы «Созвездие»), внешне похожую на предыдущую американскую капсулу «Аполлон», но большую по размерам. В аппарате смогут разместиться четыре человека. В данный момент разрабатываются новые технологии для системы автоматического спасения экипажа, находящегося в этой капсуле. Новая космическая система предназначена для полетов на околоземную орбиту и дальних миссий. Первый испытательный полет сверхтяжелой РН состоится в 2014 году. На 2017-й запланирована непилотируемая программа, а первый полет с экипажем пройдет в 2020-м. В России подобных сверхтяжелых РН на сегодня нет, проекты по использованию задела РН «Энергия» обсуждаются. РН, разрабатываемая в рамках программы Space Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 БЕСПОРЯДОК В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО ЭКИПАЖА САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ТАНК БЕСПОЛЕЗЕН НА ПОЛЕ БОЯ БЕЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО ЭКИПАЖА САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ТАНК БЕСПОЛЕЗЕН НА ПОЛЕ БО Василий ТРУШИН Василий ТРУШИН РОССИЙСКИЙ КОСМОС – ВСЕГО ДВА ПРОЦЕНТА Годовой объем мирового рынка космических услуг оценивается в 300 миллиардов долларов, доля нашей страны незначительна. Кто больше тратит на этом рынке, тот больше и имеет. В 2009 году расходы США на гражданские, военные и специальные космические программы составили около 64 миллиардов долларов. Все остальные страны мира, включая Китай, Россию, Европу, Канаду и Японию, потратили 21,5 миллиарда – в три раза меньше, чем одна страна. Россия по расходам на космос (два процента) находится на четвертом месте после США, Китая и Европы. УВЕЛИЧЕН КОНТРАКТ НА С-300 ОАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина» в Екатеринбурге увеличило на 12,5 миллиарда рублей сумму соглашения на поставку зенитных ракетных систем С-300 разработки ГКСБ «Алмаз-Антей» в рамках гособоронзаказа на 2011–2013 годы. ОЧЕРЕДНОЙ ПАК Ф ЧЕРЕДНОЙ ПАК ФА Ранее сообщалось, что Завод имени Калинина в 2011 году заключил трехлетний контракт до 2013 года на изготовление спецпродукции общей суммой порядка 22 миллиардов рублей. Предприятие будет обеспечено заказами по меньшей мере до 2020 года. ЮЖНАЯ ДУГА ЮЖНАЯ ДУГА О НОВЕЙШИХ Т-90МС И «ОПЛОТ-М» Эти танки опоздали на 20 лет 06 О НОВЕЙШИХ Т-90МС И «ОПЛОТ-М» Эти танки опоздали на 20 лет 06 ВСЯ АВИАЦИЯ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ В Жуковском создается 07 ВСЯ АВИАЦИЯ НА ОДНОЙ ПЛОЩАДКЕ В Жуковском создается 07 Национальный центр авиастроения Национальный центр авиастроения № 35 (452) 5– 11 сентября 2012 года выходит по средам № 35 (452) выходит по средам В ПОЛЕ , В ПОЛЕ , КАК ДОМА КАК ДОМА Новинки в защите и размещении войск10 Новинки в защите и размещении войск10 Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 35 (452) 5 –11 сентября 2012 года АРМИЯ ТЕМА «СМОЛЕНСК» СПУЩЕН НА ВОДУ Корабелы оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в начале августа спустили на воду после стапельного ремонта по восстановлению технической готовности атомную подводную лодку с крылатыми ракетами (ПЛАРК) Северного флота К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей». Ракетный крейсер был поднят из воды и поставлен в док в декабре прошлого года. На стапеле специалисты «Звездочки» выполнили основной объем корпусных работ. После спуска на воду ремонтные работы продолжатся. Корабелы проведут перезагрузку активных зон главной ядерной энергетической установки и выполнят комплекс ремонтных и восстановительных работ материальной части. По завершении ремонта срок службы ПЛАРК будет продлен на три года. В строй «Смоленск» должен вернуться летом 2013 года. К-410 – вторая ПЛАРК данного типа, проходящая восстановление технической готовности на «Звездочке». В ноябре 2011 года завод завершил аварийный ремонт и продлил срок службы на 3,5 года ПЛАРК «Воронеж». «Возвращая в строй «Антеи», мы готовим производство и наших специалистов к перспективным работам по их переоборудованию, – сказал гендиректор «Звездочки» Владимир Никитин. – Опыт, который мы получили на «Воронеже» и на «Смоленске», станет базой для эффективной работы при последующей модернизации и этих кораблей, и других атомных субмарин третьего поколения, в частности лодок проекта 971 «Щука-Б». По завершении продленного срока службы «Антеев» предполагается их модернизация с установкой современных систем вооружения – ракетных комплексов «Оникс» и «Калибр». Эти работы будут выполняться предприятиями Объединенной судостроительной корпорации: лодки СФ переоборудуют на «Звездочке», а корабли ТОФа – на судоремонтном заводе «Звезда». «Смоленск» построен на северодвинской судоверфи «Севмаш» в 1990 году по проекту, разработанному ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Это многоцелевая (не оснащаемая межконтинентальными баллистическими ракетами) подлодка третьего поколения. Название проекта по кодификации НАТО – «Оскар-2». Такие атомоходы имеют длину 155 метров, подводное водоизмещение – 24 тысячи тонн, глубина погружения – до 600 метров, скорость подводного хода – до 32 узлов (примерно 59 километров в час), экипаж – 107 человек. На вооружении «Антеев» 24 пусковые установки крылатых ракет «Гранит» с дальностью стрельбы около 500 километров и шесть торпедных аппаратов. Сегодня ПЛАРК данного типа, вооруженные сверхзвуковыми крылатыми ракетами, являются основной ударной силой флота, способной эффективно противостоять любым надводным целям, в том числе и авианосным группам вероятного противника. БЕСПОРЯДОК В течение года в СМИ активно обсуждались проблемы технического оснащения танковых войск. Специалисты и военные руководители оценивали перспективы танкостроения в России, анализировали преимущества и недостатки отечественных и иностранных танков. Развернулась острая дискуссия по вопросу о возможности приобретения для Сухопутных войск РФ иностранных боевых машин. Василий ТРУШИН в конструкции танка, реализуются они посредством действий экипажа. Опыт показывает, что прирост технических возможностей каждого нового образца бронетанкового вооружения, то есть увеличение боевого потенциала по сравнению с предыдущим, колеблется в пределах 5–15 процентов. Танковый экипаж в зависимости от уровня своей подготовки может реализовать боевые возможности машины в пределах от 30 до 100 процентов. Поэтому совершенствование системы комплектования танковых войск и боевой и кадровой подготовки является ключевым вопросом модернизации танковых войск и Вооруженных Сил. Но какие бы технические возможности ни были заложены НЕ ПРОСТО ВОДИТЕЛЬ ческий комплекс. Он буквально напичкан вооружением, приборами, механизмами. Уровень подготовки танкового экипажа при этом должен быть достаточно высок. Так, например, расСовременный танк представляет собой сложнейший техниБЕСПОРЯДОК В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ Начало на стр. 01 В ТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ чет 122-мм артиллерийского орудия составляет шесть человек, переносного комплекса ПТУР – два, 12,7-мм пулемета – два, 7,62-мм пулемета – один. Итого – 11 человек. Все это вооружение установлено в танке с тремя членами экипажа. Другой пример. Самолет к боевым действиям готовят около 20 человек, три члена танкового экипажа подготавливают боевую машину самостоятельно (загрузка боекомплекта, подготовка вооружения, техническое обслуживание, в том числе заправка топливом и т. д.). Экипаж должен знать устройство всего вооружения, правила стрельбы, иметь устойчивые практические навыки и подготовки вооружения, и его боевого применения, а также эксплуатации и устранения неисправностей. Еще одна важнейшая причина необходимости высокого уровня подготовки танкистов – сложность каждой танковой специальности, ее отличие от аналогичных в других войсках. Возьмем, к примеру, механика-водителя. Это не простой водитель транспортного средства. Он должен иметь навыки вождения 40-тонной машины по пересеченной местности и преодоления препятствий в колонне и в боевом порядке. Как механик обязан обеспечить техническую готовность и исправность машины, уметь устранять хотя бы простейшие технические неисправности. Кроме того, механик-водитель – участник огневого поражения: ведет разведку целей наблюдением, дает целеуказания наводчику орудия, корректирует огонь. Создает благоприятные условия для стрельбы: ведя танк по неровной, пересеченной местности, он должен выбрать такой режим движения, чтобы колебания корпуса были минимальны и тем самым достигалась точность стрельбы. Механик-водитель своим мастерством обеспечивает живучесть боевой машины. В реальном бою движение танка представляет собой «рваный бег» – движение от укрытия к укрытию с постоянной сменой курса и скорости движения. Это требует специальных навыков вождения. После Курской битвы специальной исследовательской групнаводчиков-операторов и командиров танков осуществлялась в учебных дивизиях (специализированных танковых школах) по пятимесячной программе. Численность учебных взводов составляла 20–30 курсантов, что не способствовало индивидуальной подготовке. Из вчерашних школьников, зачастую плохо знавших русский язык, готовились специалисты для сложнейших на то время машин – Т-80, Т-64Б, Т-72Б. Сроки освоения программы были весьма жесткие. Так, например, наводчик орудия выполнял упражнение учебных стрельб через месяц после начала обучения – с места, через два – с короткой остановки, через три – с ходу (все из вкладного ствола), на пятом месяце – с ходу штатным снарядом. Всего за время нахождения в учебном подразделении командир танка и наводчик орудия (наводчик-оператор) выполняли одну-две стрельбы штатным снарядом (с расходом по три снаряда). Механик-водитель получал стаж вождения 250 километров. Экзамен по завершении обучения в учебном подразделении для курсанта-выпускника представлял собой простую формальность: сдаст или нет, все равно будет назначен на должность наводчика, механика-водителя или командира танка. В дальнейшем после окончания учебного подразделения танкист в течение полутора лет проходил службу в строевых подразделениях. Командиры получали «сырых» специалистов и вынуждены были доводить их индивидуальную подготовку до приемлемого уровня, одновременно решая задачи слаживания подразделений. В среднем на подготовку наводчика в Советской армии выделялось 6–12 штатных снарядов на год и 10–15 снарядов в году экипаж выстреливал в ходе тактических учений с боевой стрельбой. Указанная норма дифференцировалась с учетом оперативного предназначения воинских формирований. Так, в группах войск, дислоцировавшихся на территории стран Варшавского договора, она могла быть в полтора-два раза выше, во внутренних военных округах, а также в воинских частях сокращенного состава – несколько ниже. Годовой стаж практического вождения механика-водителя составлял около 300 километров. В лучшем случае в условиях интенсивной боевой подВ Советской армии подготовка механиков-водителей, готовки формирование специалиста завершалось через год службы в строевом подразделении (к концу третьего периода службы). То есть фактически как подготовленный специалист танкист служил в течение полугода. ГОТОВ К ПОВЕРХНОСТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В одном из отчетов 1988 года по исследованию данной проблемы прямо делался вывод, что уровень подготовки танкистов не соответствовал сложности танков. Отмечалось, что выпускники учебных подразделений подготовлены для эксплуатации боевых машин в лучшем случае на 30–40 процентов и то лишь к самой поверхностной их эксплуатации, без детального знания систем и комплексов. Относительно танковых экипажей в отчете давалась следующая оценка: «Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебнобоевых машинах за два года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 процентов». Не в нашу пользу оказалось сравнение качества подготовки специалистов в армиях вероятных противников (развитых стран) и советских танкистов. Натовцы готовились более интенсивно. Например, в составе экипажа в течение года у нас производили от 100 до 150 выстрелов. При этом на индивидуальную подготовку наводчика орудия (для выполнения упражнений учебных стрельб) отводилось 40–60 снарядов в год. Остальные отстреливались в ходе ротных, батальонных или бригадных тактических учений. В армии США наводчик орудия в течение года в составе экипажа выполнял четыре упражнения учебных стрельб днем и столько же ночью с расходом семи-восьми штатных снарядов. На подготовку механиков-водителей на год в странах НАТО отводилось 600–800 километров (в США – 800 миль). СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОПРАВДАЛА СЕБЯ пой сразу же были собраны статистические данные по вопросам выхода наших танков из строя. Исследовались разные вопросы: число попаданий, которые получили боевые машины, в какие плоскости, с каких дальностей, сколько загорелось и т. д. Выяснилось, что на 30 процентах подбитых танков стояла первая или вторая передача. Механики-водители, не имея достаточных навыков переключения передач из-за малого опыта вождения, боялись в ходе боя заглушить двигатель и обездвижить машину. Двигаясь только на низших передачах, они не использовали всех технических возможностей танка и легко становились объектами поражения для танков противника. Сразу после этого исследования принимается решение в полтора раза увеличить количество моточасов на подготовку механиков-водителей. мость. Помимо освоения своей профессии каждый член экипажа должен овладеть смежными специальностями: механикводитель – иметь навыки стрельбы из танкового вооружения, наводчик орудия – вождения боевой машины, а командир танка – быть готовым заменить и механика, и наводчика. Сложность качественной подготовки танкистов связана и с автономностью действий экипажа в целом и каждого его члена в отдельности. В бою мотострелок действует в цепи или в составе огневой (боевой) группы, артиллерист – в составе расчета, матрос – в отсеке в составе поста. Рядом с ними командир. Если, например, у мотострелка заклинит пулемет, к нему подойдет командир отделения или командир взвода и сможет оказать помощь в устранении задержки, в том числе ободрить морально. Даже в БТР и БМП можно из одного отделения перейти в другое. В танке же механик-водитель изолирован от других членов экипажа. Закрыв люк, он остается один. Командир танка и наводчик орудия, находясь в одном боевом отделении, изолированы друг от друга. Танкист может рассчитывать только на себя. Образно говоря, все воюют в траншее, а танкист – в одиночном окопе. Поэтому уровень индивидуальной и психологической подготовки каждого танкиста должен быть на порядок выше, чем в других войсках. Он должен иметь знания, умения и навыки, позволяющие ему действовать самостоятельно, без чьего-либо контроля и опеки. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И АВТОНОМНОСТЬ Важное требование к танковому экипажу – взаимозаменяеПОЛГОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Проблема качества подготовки специалистов танковых войск возникла не сегодня и даже не вчера: она всегда стояла весьма остро. Мы традиционно не жалели средств на разработку и производство новых танков, но при этом жестко экономили на качестве обучения специалистов, которые их эксплуатировали. ЛЕЧИТЬСЯ И ОТДЫХАТЬ ТОЛЬКО ЛЕТОМ Министерство обороны РФ с 1 октября 2012 года переводит ряд ведомственных санаторно-курортных учреждений на сезонный способ обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей. В соответствии с директивой Департамента по санаторно-курортному обеспечению МО РФ (руководитель Елена Чуфырева) с 1 октября текущего года военные санатории, дома отдыха и турбазы военного ведомства впервые переходят на новую организационноштатную структуру. Персонал здравниц сокращается в среднем на 30–70 процентов. Часть санаторно-курортных учреждений переводится на сезонный характер деятельности. Эта первая подобная реорганизация более чем за 80 лет. Санатории и другие профильные органы будут действовать в период с 15 мая по 1 октября. В зимний период весь персонал, включая медиков, решено увольнять за исключением старших начальников и их заместителей. В частности, на такой режим работы переведут все дома отдыха и турбазы санаторно-курортных комплексов, а также здравницы морского побережья в Сочи и Анапе. Представитель ФБУ «Санаторий «Архангельское» – филиала санаторнокурортного комплекса «Подмосковье» заявил, что очередная модернизация проводится без ведома и согласия администрации здравниц, а также самих отдыхающих. По его словам, эта директива вызвала крайнее недоумение у всех заинтересованных, но не принимающих решения лиц. «Для нас стало полной неожиданностью, что из девяти отделений закрываются пять, включая единственное реабилиЕсли годовые нормы расхода ресурса и боеприпасов, отводимых на подготовку танкистов Вооруженных Сил СССР и армий НАТО, были еще как-то сопоставимы, то с учетом организации прохождения гражданами военной службы разница в подготовке танкистов была существенной. В странах НАТО армии комплектовались на контрактной основе, срок службы в среднем составлял три-пять лет. В течение этого времени танкисты набирали практический опыт, вследствие чего средний наводчик орудия отстреливал 150–250 снарядов. Общий практический стаж вождения механикаводителя составлял как минимум 1800 километров. В Советской армии аналогичные показатели были значительно ниже. Связано это с тем, что срок прохождения военной службы – два года, через каждые полгода личный состав обновлялся на треть, более опытные уходили, на их место приходили новички из учебных подразделений. Поэтому всего за время службы наводчики орудий отстреливали по 40–50 штатных артиллерийских выстрелов, стаж вождения механика-водителя составлял около 600 километров. С этими показателями они уходили в запас. А их натовские коллеги еще в течение двух-трех лет продолжали совершенствовать свой профессионализм. Надо признать, что такое положение дел обусловливалось объективными причинами. Танковый парк СССР составлял свыше 50 тысяч единиц. Страна несла колоссальные затраты, чтобы обеспечить подготовку танкистов для такого количества боевых машин. Определился некоторый оптимум, позволявший поддерживать подготовку танкистов на минимально приемлемом уровне. Расчет заключался в том, чтобы в случае военного конфликта в начальный период выбить у вероятного противника профессионалов-танкистов, вынудив его посадить в танки резервистов. Уровень подготовки последних и наших танкистов примерно совпадал. В этом случае, используя численное превосходство в танках, мы оказались бы способны завоевать господство на поле боя. В целом существовавшая в Советской армии система подготовки танкистов в условиях ограниченности ресурсов и наличия большого танкового парка была оптимальна и обеспечивала массовую подготовку танковых специалистов. Альтернатива этому в тех условиях отсутствовала. И какие бы оценки ни давались этой системе, она полностью оправдала себя, позволяя Вооруженным Силам решать задачи стратегического сдерживания. Сегодня танковый парк России значительно сокращен. Казалось бы, созданы экономические предпосылки для отхода от системы массовой подготовки специалистов для танковых войск, ее кардинальной перестройки, постановки во главу угла качественных параметров. Однако приходится констатировать, что качество подготовки по сравнению с Советской армией изменилось не в лучшую сторону. О причинах и возможных способах преодоления этой проблемы читайте в следующем номере газеты «ВПК» тационное. Число койко-мест сокращается на 130, с 400 до 140 уменьшается численность сотрудников, включая медперсонал. Они уже получили уведомление об увольнении с 1 октября текущего года», – отметил чиновник. Под сокращение попали, в частности, 15 из 17 массажистов, сокращены реабилитационное и физиологическое отделения, ликвидируются зубопротезный кабинет, отделение по ремонту медаппаратуры. Ветеран Великой Отечественной войны полковник в отставке Валентин Давыдов, знакомясь с изменениями в инфраструктуре санатория «Архангельское», заявил: «Создается впечатление, что Департамент по санаторнокурортному обеспечению делает все, чтобы превратить некогда лучший центральный клинический санаторий в Архангельском в подобие заурядного профилактория. Мы должны защитить наш санаторий». 04 Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 Окончание. Начало в № 32 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ Михаил БАРАБАНОВ, главный редактор журнала Moscow Defense Brief Константин МАКИЕНКО, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Руслан ПУХОВ, директор Центра анализа стратегий и технологий ДИНАМИКА ПРИЗЫВА И КОНТРАКТА Это оценка усилий предыИ ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ ПУТЬ К НОВОМУ ОБЛИКУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Подходы военного руководства к принципам комплектования армии отличались в последние три года значительными колебаниями, связанными, насколько можно судить, с динамикой трех основных факторов. ководстве России и ранее наблюдались определенные колебания по вопросам места контрактной службы в системе комплектования и возможности полного перехода на комплектование по контракту. Борис Ельцин в бытность свою президентом неоднократно демагогически заявлял о намерениях в будущем перейти к полному комплектованию Вооруженных Сил России по контракту. В этот период система контрактной службы получила достаточно широкое развитие, хотя и сдерживалась экономическими ограничениями. Эта тенденция первоначально доминировала и при новом президенте – Владимире Путине. В ноябре 2001 года он одобрил предложенную правительством премьера Михаила Касьянова программу поэтапного перехода ВС на преимущественно контрактный способ их комплектования к 2010-му. Первым шагом в реализации этой концепции стала разработка ФЦП по переводу армии на контрактную основу, осуществленной в 2004–2007 годах, которая мыслилась в качестве программы переходного периода. За это время должна была быть создана нормативноправовая база, проработаны вопросы финансирования, отработан механизм организации жизни и деятельности войск в новых условиях комплектования, а в каждом силовом компоненте – одно соединение переведено на контракт. В ВС РФ первой на контрактное комплектование была переведена 76-я псковская десантно-штурмовая дивизия, за ней последовал и ряд других соединений постоянной готовности, в первую очередь отдельных мотострелковых бригад. При этом поскольку служба по призыву по-прежнему считалась наиболее приемлемым для России способом подготовки обученных резервов, призыв предполагалось сохранить с последовательным сокращением сроков службы. В конечном счете службу по призыву планировалось оставить только для прохождения в учебных частях в течение шести месяцев. После окончания обучения военнослужащие должны по собственному желанию либо подписывать контракт, либо увольняться в запас, вливаясь в обученный резерв ВС, а укомплектованность армии и флота контрактниками на переходный период должна была быть не ниже 30–50 процентов. Можно сказать, что ФЦП перехода на контрактную основу, реализованная в 2004–2007 годах, в общем, потерпела неудачу. При заявленных в программе целях доведения контрактного состава ВС до 400 тысяч человек реально численность контрактников составила к началу 2009 года около 190 тысяч. При этом качество контрактного контингента зачастую было ниже всякой критики. Отчасти это стало следствием того, что попытка перехода на профессиональную армию предполагает и наличие профессионального корпуса вербовщиков, которого в России никогда не было. Отсутствие рекрутеровпрофессионалов легко объясняется отсутствием самой традиции дущего руководства Министерства обороны по выполнению Федеральной целевой программы (ФЦП) по переводу армии на контрактную основу, наличие финансовых ресурсов (что в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране и приоритетов высшего политического руководства) и демографические ограничения. На первом этапе – в 2008– 2010 годах МО РФ ориентировалось на отказ от курса на увеличение численности военнослужащих контрактной службы, по крайней мере в СВ, и переход от уже принятой контрактной системы комплектования некоторых частей и соединений армии к комплектованию по смешанной системе с «возвращением» в войска призывников. Позже, в начале 2011 года тренд изменился на прямо противоположный. Военные, получив соответствующую политическую поддержку и гарантии выделения ресурсов от президента и правительства, объявили о планах нового увеличения числа контрактников. В военно-политическом рудобровольческой армии. Подобный принцип комплектования существовал в России лишь в короткий исторический момент после большевистского переворота. Однако уже летом 1918 года большевистское правительство вынуждено было отказаться от принципа добровольного комплектования Красной армии и перейти к призыву. Именно совокупность этих обстоятельств: относительный неуспех реализации ФЦП, низкое качество контрактного контингента, отсутствие корпуса профессиональных вербовщиков и традиции добровольной армии и стали, по всей видимости, причиной первоначальной ориентации нового руководства МО на перенос тяжести на призыв. Еще одной, может быть, самой важной из причин стал недостаток ресурсов, поскольку считается (лишь отчасти справедливо), что контрактная армия значительно дороже призывной. В общем, в первые два года проведения реформы планировалось, что в миллионной армии будут служить 150 тысяч офицеров и столько же сержантов и рядовыхконтрактников, что предполагало ежегодный призыв на военную службу 700 тысяч призывников. В этот период акцент сделали на создание корпуса профессиональных сержантов, который и планируется формировать на контрактной основе. Вместо прежних частей, укомплектованных только контрактниками, части нового облика должны были иметь смешанный состав из рядовых-призывников и сержантов-контрактников. Первый центр подготовки сержантов создан на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Однако, как и прежде, контрактниками планировалось полностью комплектовать только некоторые «элитные» силы, вроде ВДВ, либо части и специальности, требующие повышенной подготовки. В начале 2011-го довольно неожиданно было объявлено о новых планах постепенного увеличения контингента контрактников со 150 до 425 тысяч человек к 2016 году. Причина столь резкой смены остается до конца неясной, но можно предполагать, что МО РФ убедилось в невозможности в современных и тем более перспективных демографических условиях ежегодного призыва 700 тысяч годных к службе молодых людей. Возможно и другое: военным удалось убедить в этом политическое руководство страны, которое, понимая всю социальную остроту проблематики призыва, в канун нового электорального цикла разблокировало необходимые для увеличения числа контрактников финансовые ресурсы. Вопреки расхожему мнению о том, что «военная бюрократия» всячески тормозит переход к добровольной армии и стремится сохранить «призывное рабство», военные как раз, напротив, очень хорошо понимают, что стратегическая цель реформы – создание современных, профессиональных, эффективных ВС – априори предполагает абсолютное и относительное наращивание контракта и снижение призыва. Таким образом, по состоянию на конец 2011 года предполагается, что миллионная армия будет насчитывать 220 тысяч офицеров, 425 тысяч контрактников и 350 тысяч призывников. Последняя цифра гораздо более реалистична по сравнению с планировавшимися ранее 700 тысячами. Остается, правда, открытым вопрос, сможет ли военное ведомство сформировать четырехсоттысячный корпус контрактников. ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ щих и долговременных направлений реформы является перевооружение армии и флота, которое должно состояться в результате реализации Государственной программы вооружения 2011–2020 годов (ГПВ-2020). В случае ее успешного исполнения к 2020 году российские ВС на 70 процентов будут оснащены новым (что необязательно означает современным) вооружением и военной техникой (ВВТ). Первые признаки перехода к серийным закупкам обычных вооружений появились еще за два года до принятия новой проОдним из самых дорогостояграммы перевооружения в 2008 году и касались главным образом закупок в интересах ВВС. В декабре 2008-го впервые в постсоветское время был подписан пятилетний контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34. В следующем году ВВС разместили заказы на 12 истребителей Су27СМ3, четыре Су-30М2 и 48 новейших Су35С, а также выкупили 34 бывших алжирских истребителя МиГ-29СМТ/УБТ. Таким образом, в течение года были законтрактованы 130 тактических истребителей, что сопоставимо с объемом закупок большой европейской державы уровня Испании или Италии. Кроме того, еще до принятия ГПВ-2020 были размещены контракты на постройку для Черноморского флота партии фрегатов проекта 11357 и подводных лодок проекта 06363, что, несомненно, стало следствием вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Принятая в 2010 году ГПВ2020 предусматривает ассигнования на закупку вооружений в размере 19,5 триллиона рублей (616 миллиардов долларов США по курсу декабря 2011-го). Несмотря на начало крупносерийных закупок обычных вооружений, приоритетами программы остаются усилия по совершенствованию стратегических систем – сил ядерного сдерживания и развертыванию воздушно-космической обороны страны. В части обычных вооружений приоритетами программы являются закупка систем управления, разведки и связи (как принято на Западе – C4ISR) и повышение мобильности войск (что логически предполагает масштабные инвестиции в закупку военно-транспортных самолетов). Такая иерархия приоритетов означает, что МО РФ считает важной подготовку к ответам на наиболее масштабные угрозы (в данном случае – нарушение стратегического баланса глобальной военной мощи), а не угрозы наиболее вероятные (по предложенной нами иерархии – вторжение талибов в Центральную Азию и обострение ситуации на Северном Кавказе). Любопытной особенностью данной ГПВ является весьма низкая по мировым стандартам доля расходов на НИОКР – всего десять процентов. Если в 2011 году эта доля составляла 20 процентов, то уже к 2013-му она должна упасть до 16 процентов. Доля бюджета собственно закупок планируется на уровне 80 процентов. Это означает, что МО стремится к скорейшему обновлению парка ВВТ за счет готовых к серийному производству образцов и не склонно к принятию технических рисков, всегда сопровождающих НИОКР. Кроме того, косвенно это может свидетельствовать о том, что МО РФ рассматривает сферу финансирования НИОКР как весьма коррупциогенную. Конкретными выражениями этой политики являются закупки таких созданных в интересах экспортных заказчиков систем воору65% АРМИЯ РЕФОРМА СЕРДЮКОВА – МАКАРОВА: ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ СТРУКТУРА РАСХОДОВ НА 2011–2013 ГОДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ВООРУЖЕНИЯ НА ПЕРИОД 2011–2020 ГОДОВ ■ Закупки ВВТ ■ Ремонт и модернизация ■ НИОКР 67% 70% 15% 20% 2011 15% 18% 2012 Источник: Центр анализа стратегий и технологий ПОДХОДЫ К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО КОНТРАКТУ тыс. чел. Ежегодное увеличение числа военнослужащих по контракту на 50 тыс. чел. 186,4 жений, как фрегаты проекта 11356/11357, подводные лодки проекта 636, боевые вертолеты Ми-35М и истребители семейства Су-30. Главной угрозой для успешной реализации ГПВ-2020 остается макроэкономическая неопределенность в среднесрочной перспективе. Основные расходы по программе отнесены на период после 2013 года. Однако невозможно предсказать, каким в этот момент будет состояние мировой экономики, а следовательно, нельзя прогнозировать динамику главного фактора экономического развития и финансового благополучия России – цен на углеводородное сырье. С высокой степенью вероятности можно предполагать, что в случае осложнения макроэкономической ситуации и финансового состояния страны именно расходы на закупки вооружений, а не на денежное довольствие личного состава станут первоочередным источником бюджетной экономии. Другим серьезным риском реализации программы остается состояние российской оборонной промышленности. ГПВ-2020 предусматривает, что по большинству позиций промышленность должна будет увеличить производство в разы и даже на порядки. Такой рост невозможен без масштабного технического перевооружения предприятий оборонной промышленности. Однако конкретный механизм и объемы финансирования этого перевооружения до настоящего времени точно не определены. Кроме того, существенным ограничивающим фактором станет недостаток квалифицированных кадров и их дороговизна, а также конкуренция за качественную рабочую силу со стороны космической и атомной промышленности. Все сказанное относится не только к рабочим и инженерным специальностям, но и к менеджменту предприятий оборонной промышленности, который в ряде случаев оставляет желать лучшего. Переход к крупносерийным закупкам в интересах МО РФ, смена экспортной парадигмы функционирования оборонной промышленности на конвенциональную модель преимущественной ориентации на внутренний заказ, ужесточение позиции МО РФ по вопросам ценообразования спровоцировали в 2011 году кризис в отношениях между военными и промышленниками. Главным предметом спора стали вопросы стоимости размещаемых крупных заказов. По состоянию на конец прошлого года этот кризис кажется в основном преодоленным, но гармонизация отношений МО РФ и промышленности потребует еще долгого времени. Кроме того, остается открытым вопрос о том, насколько достигнутые в 2011-м ценовые параметры подписанных многолетних контрактов являются адекватными и позволяющими промышленности если и не выйти на приемлемые уровни рентабельности, то хотя бы просто исполнить государственный оборонный заказ. ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ Коренная суть проводящейся в России с осени 2008 года военной реформы заключается в трансформации ВС РФ от традиционной мобилизационной армии к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация ВС нового облика на участие главным образом в ограниченных конфликтах вроде «пятидневной войны» 2008 года против Грузии. Под эти задачи выстраивается и новая структура ВС – они должны быть более гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и задействованию в первую очередь в ограниченных по масштабу конфликтах на территории Российской Федерации и других государств бывшего СССР, а также на прилегающих территориях. Оборона России непосредственно от других великих держав возлагается теперь в основном на стратегические ядерные силы. в значительной мере реально преобразованы в соответствии с данной концепцией, военная система в основной своей массе весьма стремительно приведена к новому облику, принципиально отличающемуся во многих аспектах от традиционного облика Красной, Советской, а затем Российской армии. Это результат прежде всего проявС 2008 года ВС России были 425,0 14% 16% 2013 2011 2012 2013 2014 ПРИОРИТЕТ ■ Сержантские должности ■ Плавсостав Военно-морского флота ■ Соединения и части, дислоцированные на Кавказе ■ Подразделения специального назначения ■ Водители многоосных тягачей и спецавтомобилей ■ Должности, определяющие боевую способность Источник: Министерство обороны Российской Федерации ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ЗАКУПКИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЯ РАСХОДЫ НА НИОКР, РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ВВТ млрд руб. 727 585 1166 2015 2016 2011 Источник: Центр анализа стратегий и технологий 2012 ленного беспрецедентно высокого уровня политической воли со стороны как Кремля, так и руководства Министерства обороны России. В результате этого чрезвычайно быстрого процесса реформирования произошли кардинальные изменения в системе военного управления, в структуре и организации войск, в количественном составе ВС, в дислокации и направленности войсковых группировок. Для большей эффективности функционирования ВС осуществлены централизация системы подготовки кадров путем трансформации 65 военных учебных заведений в небольшое количество «системных» военных вузов, реорганизация системы резерва и подготовки резервистов, «огражданивание» и коммерциализация системы обеспечения и обслуживания ВС. Наконец, серьезно интенсифицированы боевая подготовка и закупки вооружений и УМПО ОБНОВЛЯЕТ ИСПЫТАТЕЛЬНУЮ БАЗУ В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) приступили к модернизации испытательной базы. Начаты работы по реконструкции основного топливного хранилища – первый этап Федеральной целевой программы (ФЦП). На модернизацию мощного технологического комплекса площадью 50 гектаров, построенного еще в 70-х годах XX века, выделено 172,5 миллиона рублей. Транш позволит реконструировать морально устаревшее оборудование и привести всю испытательную базу завода в соответствие с современными отраслевыми стандартами, включая требования пожарной и экологической безопасности, показатели качества подготавливаемого авиатоплива для испытания двигателей. В перспективе обновят резервуарный парк и все технологическое оборудование, эксплуатирующиеся более 40 лет. В частности, будет автоматизирован процесс подачи топлива на испытательные стенды, прием нефтепродуктов из железнодорожных цистерн. Одна из новых насосных станций сможет принять около 12 миллионов литров авиационного керосина (объем целого железнодорожного состава), вторая – подавать отстоянное и очищенное топливо, необходимое для тестов изделий перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения (ПАК ФА). ФЦП предусматривает три этапа работ. Далее в ее рамках будут реализованы следующие этапы реконструкции испытательной базы УМПО – модернизация испытательных стендов и лабораторной 2013 техники. Размах повседневной учебы и деятельности, а также ежегодных крупных маневров уже вполне сопоставим с аналогичным качеством мероприятий советского времени, а то и превосходит его. Улучшения технического оснащения ВС сейчас вполне заметны, как и быстрый рост гособоронзаказа в оборонной промышленности. Планируемая же реализация утвержденной ГПВ-2020 в случае ее успешности позволит совершить подлинный прорыв в деле перевооружения армии, в значительной мере переоснастив ее самой современной техникой. Однако серьезные макроэкономические и политические риски оставляют открытым вопрос о выполнимости в полном объеме принятых крайне амбициозных в финансовом отношении оборонных программ на следующее десятилетие, ориентированных на постоянное наращивание военных расходов. базы центральной заводской лаборатории. Как отметил заместитель технического директора УМПО по развитию испытательной базы Андрей Гаврюк, в этом масштабном проекте учтены возможности и дальнейшей модернизации объекта, заложено увеличение объемов производства УМПО. По его словам, эти возможности с лихвой покроют как сегодняшние потребности завода, так и мощности, проектируемые на годы вперед. УМПО – крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в прошлом году составила 21 миллиард 65 миллионов рублей. Основными видами деятельности являются производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, а также узлов вертолетной техники. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. ОАО «УМПО» серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолетов семейств Су-35С (изделие 117 С), Су-27 (АЛ-31Ф), Су-30 (АЛ-31Ф/ФП), Су-25 (Р95Ш и Р195). Коллаж Андрея СЕДЫХ РИА НОВОСТИ РИА НОВОСТИ РИА НОВОСТИ
Стр.5