А.С. Готлиб Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты •ФЛИНТА• А.С. Готлиб Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 316 ББК 60.5 Г73 Р е ц е н з е н т ы : доктор социологических наук, профессор Е.Р. Ярская-Смирнова, доктор социологических наук, профессор Г.Г. Татарова Н а у ч н ы й Готлиб А.С. <...> Г73 Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты [Электронный ресурс] : монография / А.С. Готлиб. <...> ISBN 978-5-9765-2018-9 В монографии анализируются методологические основания качественного социологического исследования: предметная область, образ социальной реальности, специфика способа познания, логика получения знания, критерии качества, позиция исследователя. <...> Наряду с этим впервые в отечественной социологии выделены направления внутри качественной социологии, проанализирована автоэтнография как специфическая стратегия качественного исследования. <...> В книге впервые в российской социологии проанализировано экзистенциальное измерение качественного исследования, представлен экзистенциальный опыт социологов в поле качественного исследования. <...> В монографии представлен опыт качественных исследований социально-экономической адаптации населения постсоветской России в автономном формате, а также в сочетании с классическим исследованием в одном исследовательском цикле. <...> ВВЕДЕНИЕ Прошло около 20 лет (если отсчет вести от статьи В.А. Ядова «Стратегии качественного анализа», появившейся в первом номере Социологии: 4М), как качественная социология буквально ворвалась в российское социологическое пространство, расколов профессиональное сообщество на «качественников» и «количественников», яростно противостоящих друг другу. <...> Конечно, разговор об экзистенциальных гранях социологии кажется странным, непривычным <...>
Качественное_социологическое_исследование_познавательные_и_экзистенциальные_горизонты_(1).pdf
УДК 316
ББК 60.5
Г73
Р е ц е н з е н т ы :
доктор социологических наук, профессор Е.Р. Ярская-Смирнова,
доктор социологических наук, профессор Г.Г. Татарова
Н а у ч н ы й
Готлиб А.С.
Г73
Качественное социологическое исследование: познавательные и
экзистенциальные горизонты [Электронный ресурс] : монография / А.С.
Готлиб. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 353 с.
ISBN 978-5-9765-2018-9
В монографии анализируются методологические основания
качественного социологического исследования: предметная область, образ
социальной реальности, специфика способа познания, логика получения
знания, критерии качества, позиция исследователя. Наряду с этим впервые в
отечественной социологии выделены направления внутри качественной
социологии, проанализирована автоэтнография как специфическая стратегия
качественного исследования.
В книге впервые в российской социологии проанализировано
экзистенциальное измерение качественного исследования, представлен
экзистенциальный опыт социологов в поле качественного исследования.
В монографии представлен опыт качественных исследований социально-экономической
адаптации населения постсоветской России в автономном
формате, а также в сочетании с классическим исследованием
в одном исследовательском цикле.
Книга рекомендуется всем, кто интересуется современными
проблемами эмпирической социологии.
УДК 316
ББК 60.5
р е д а к т о р :
доктор философских наук, профессор В.А. Ядов
ISBN 978-5-9765-2018-9
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................... 3
Глава 1. Классическое (количественное) социологическое исследование
как нововременная форма научного знания ................ 8
1. К вопросу о методологии социологического
исследования ................................................................................. 8
2. Из истории становления классического социологического
исследования ............................................................................... 11
3. Критерии научного знания ........................................................ 14
Эмпирическая составляющая науки ....................................... 15
Достоверность научного знания .............................................. 16
Объективность научного знания ............................................. 18
Практическая полезность научного знания ............................ 20
Направленность на обнаружение законов .............................. 20
Акцент на методах .................................................................... 22
Особый язык науки ................................................................... 22
4. Основные черты методологии классического социологического
исследования (онтологическая и эпистемологическая
составляющие) ............................................................................ 23
Социальная онтология .............................................................. 23
Эпистемологическая составляющая методологии классического
социологического исследования ............................... 29
Измерение в социологическом исследовании ........................ 31
Качество социологического исследования ............................. 33
Позиция исследователя в исследовательском
процессе...................................................................................... 34
Глава 2. Качественное социологическое исследование: история
становления, предпосылки, теоретические
истоки ................................................................................................. 39
1. Из истории становления ............................................................ 39
2. Предпосылки становления ........................................................ 43
3. Теоретические истоки ................................................................ 51
Концепция понимания в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля . 51
Проблема понимания и категория «социальное действие»
в трудах М. Вебера .................................................................... 53
Прагматизм У. Джеймса и Дж. Дьюи ..................................... 55
Символический интеракционизм Дж. Г. Мида и
Г. Блумера .................................................................................. 57
Драматургическая социология И. Гофмана ........................... 60
Феноменологическая социология ............................................ 63
Этнометодология Г. Гарфинкеля ............................................. 67
349
Стр.349
Глава 3. Методологические основания качественного социологического
исследования ................................................................... 74
1. Образы социальной реальности и предметной областикачественного
исследования ............................................................ 74
Представление о социальной реальности ............................... 74
Предметное поле исследования ............................................... 77
2. Понимание как специфический способ познания .................. 77
Почему исследователь может понять информанта? ............. 78
Понятие интерпретации ........................................................... 81
Уровни репрезентации опыта .................................................. 82
Задачи интерпретации .............................................................. 84
3. Логическая стратегия получения знания ................................. 87
Общая характеристика ............................................................. 87
Логика на практике ................................................................... 89
4. Проблема истины в качественном исследовании ................... 91
Объективная истина и истина опыта ...................................... 91
Качество качественного исследования ................................... 92
Позиция исследователя в исследовательском
процессе ..................................................................................... 98
Глава 4. Направления и целевые задачи качественного социологического
исследования ............................................................. 101
1. Направления качественного социологического
исследования ............................................................................. 101
Многообразие качественных исследований ........................ 101
Типология направлений качественного исследования ....... 105
2. Целевые задачи качественного исследования ....................... 113
Цели классического социологического
исследования ........................................................................... 113
Описание и объяснение в качественном исследовании ...... 115
Качественное исследование и управление ........................... 117
Качественное социологическое исследование – в помощь
конкретному человеку ............................................................ 119
Глава 5. Типы качественного социологического
исследования.................................................................................... 123
1. Grounded Theory («обоснованная теория») как тип качественного
исследования .......................................................... 123
Еще раз о типологиях качественного
исследования ........................................................................... 123
Общая характеристика ........................................................... 125
Логическая последовательность исследования
(логика исследовательского поиска) ..................................... 131
Важнейшие операции «обоснованной теории» ................... 136
350
Стр.350
2. «История жизни» (life story) как тип качественного исследования
...................................................................................... 139
Общие положения ................................................................... 139
Методологические подходы к историям жизни .................. 142
3. Автоэтнография как тип качественного социологического
исследования ............................................................................. 148
Общая характеристика ............................................................ 148
Такие разные автоэтнографии ............................................... 151
Глава 6. Методы качественного социологического исследования
..................................................................................................... 160
1. Интервью в качественном исследовании ............................... 160
Общая характеристика метода интервью ............................. 160
Виды интервью ........................................................................ 162
Оппозиции «мягкое» – «жесткое», «качественное» – «количественное»
интервью ........................................................ 164
Нарративное интервью ........................................................... 167
Отношения интервьюер – информант в нарративном интервью
....................................................................................... 172
Проблема истины в нарративном интервью ........................ 176
2. Наблюдение в качественном исследовании .......................... 178
Основные положения .............................................................. 178
Включенное бесструктурное наблюдение ............................ 181
3. Анализ документов в качественном исследовании .............. 185
Общая характеристика метода ............................................... 185
Традиция изучения «человеческих документов» ................ 188
Способы обработки документальной информации в качественном
исследовании .......................................................... 190
Глава 7. Экзистенциальное измерение качественного социологического
исследования .................................................................. 199
1. Экзистенция, экзистенциалы и качественное социологическое
исследование .................................................................... 199
Еще раз об отношениях между познающим и исследуемым
субъектами ...................................................................... 199
Понятия экзистенции и экзистенциала ................................. 202
Качественное социологическое исследование как поле экзистирования
............................................................................ 209
2. Экзистенциальный опыт социолога в поле качественного
исследования ............................................................................. 212
Социолог в фокусе исследовательского интереса ............... 212
Эмпирическое изучение экзистенциального опыта социолога
............................................................................................ 218
Глава 8. Опыт сочетания качественной и классической методологий
в одном отдельно взятом исследовании: анализ процесса
351
Стр.351
социально-экономической адаптации населения Самарской области
................................................................................................. 238
1. Качественная и классическая методологии социологического
исследования: возможность сочетания ....................... 238
Характеристика позиций ........................................................ 238
Параллельное использование качественной и количественной
методологий в одном исследовательском цикле 242
Последовательное сочетание качественной и количественной
методологии в одном отдельно взятом исследовании . 243
2. Опыт последовательного сочетания классической
и качественной методологии в исследовании социальноэкономической
адаптации населения Самарской области .. 245
Особенности нашего методологического подхода к анализу
социальной адаптации населения ..................................... 245
Классический этап исследования .......................................... 251
Качественный этап исследования ......................................... 260
3. Опыт последовательного сочетания качественной
и количественной методологий для анализа представленности
смыслов свободы в индивидуальном сознании жителей
области ............................................................................... 268
Индивидуальная свобода в контексте социальной адаптации
............................................................................................ 268
Качественный этап исследования ......................................... 271
Количественный этап исследования ..................................... 276
Глава 9. Опыт качественного социологического исследования в
автономном формате: описание отдельных граней социальной
адаптации населения Самарской области .................................... 284
1. Автоэтнография вторичной занятости как важнейшей
адаптационной практики населения....................................... 284
Вторичная занятость в горизонте качественного исследования
......................................................................................... 284
Переживание вторичной занятости ....................................... 288
Качественный анализ транскрипта интервью ...................... 301
2. Использование стратегии «история жизни»
для описания переживания времени жителями области ...... 306
Понятие времени в различных теоретических
перспективах ............................................................................ 306
Переживание времени населением Самары:
попытка эмпирического анализа ........................................... 315
Приложение к главе 7 ..................................................................... 330
Приложение к главе 8 ..................................................................... 346
352
Стр.352