Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528130)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Деревенская проза в зеркале утопии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКовтун Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц434
ID316380
АннотацияВ монографии анализируются проблемы становления, развития утопической традиции в России. В центре авторского внимания именно «позитивная», счастливая утопия, особенности ее художественного воплощения в традиционной прозе второй половины ХХ века (миромоделирующие проекты А. Солженицына, В. Белова, В. Распутина) и пути преодоления, выхода из пространства Утопии в бесконечность истории (творчество В. Шукшина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, позднего В. Астафьева). Современная литература рассматривается с позиции нравственной проективности, ее художественной реализации в условиях утраты всех прежних ценностей, исчезновения самой «почвы». Идеологический, духовный кризис рубежа ХХ – XXI веков породил не только чувство бессмысленности бытия, но реализовал креативный потенциал утопии, опирающийся на фольклорные архетипы, социокультурные мифы, имманентные законы актуализации идеального. Глобальные утопические проекты прогрессистов и традиционалистов («деревенская проза»), опротестованные самой историей, – своеобразная точка отсчета для литературы постмодернизма и неореализма. Постмодернистская проза «остранила», травестировала известные идеи, образы, ситуации одновременно продемонстрировав и собственную зависимость от художественных проектов предшественников. Современные неореалисты обратились к образу «маленького», обычного человека, уцелевшего в «железных объятиях» «просвещенного» государства, сосредоточились на поиске новых смыслов, возможностей «диалога» с «низкой» реальностью. Перспектива «диалога» не обещает истины, но в известном смысле соположена ей.
Кому рекомендованоКнига адресуется преподавателям литературы, философии, культурологии, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук.
ISBN978-5-9765-2021-9
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Ковтун, Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии [Электронный ресурс] : монография / Н.В. Ковтун .— 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014 .— 434 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-2021-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/316380

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Деревенская проза в зеркале утопии Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) К56 Р е ц е н з е н т ы : доктор филол. наук Т. М. Вахитова доктор филол. наук, профессор И. П. Смирнов К56 Ковтун Н.В. <...> ISBN 978-5-9765-2021-9 В монографии анализируются проблемы становления, развития утопической традиции в России. <...> В центре авторского внимания именно «позитивная», счастливая утопия, особенности ее художественного воплощения в традиционной прозе второй половины ХХ века (миромоделирующие проекты А. Солженицына <...> ) и пути преодоления, выхода из пространства Утопии в бесконечность истории (творчество В. Шукшина <...> В монографии отмечены этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX вв., выясняются особенности становления отечественной утопической традиции4, представленной во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего утопизма» позднего социалистического реализма (соцреализма) и патриархальной утопией «деревенщиков». <...> 4 Под утопической традицией мы понимаем ряд текстов, каждый из которых представляет источник мотивов, образов для позднейших утопических произведений. <...> Утопический текст моделирует лучшую реальность вопреки реальности существующей, выступает своеобразным зеркалом, отражающим пороки действительности. <...> Русская литературная утопия 1900-1920-х годов в контексте отечественной культуры. <...> 5 соцреализма, на смену которой в 1960-е годы придёт ретроспективная утопия «деревенщиков» в разнообразии авторских вариантов и технократические утопии «молодёжной прозы». <...> В данной парадигме место постмодернизма как совокупности практик противостояния утопическим интенциям определено ролью антиутопии. <...> Однако жанр (метажанр)1, как показал М. М. Бахтин, не просто эстетическая категория, но поле ценностного восприятия мира, основной способ понимания действительности. <...> , утопии не менее часто «возникают в консервативных периодах жизни общества <...>
Деревенская_проза_в_зеркале_утопии.pdf
УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) К56 Р е ц е н з е н т ы : доктор филол. наук Т. М. Вахитова доктор филол. наук, профессор И. П. Смирнов К56 Ковтун Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии [Электронный ресурс]: монография / Н.В. Ковтун. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 434 с. ISBN 978-5-9765-2021-9 В монографии анализируются проблемы становления, развития утопической традиции в России. В центре авторского внимания именно «позитивная», счастливая утопия, особенности ее художественного воплощения в традиционной прозе второй половины ХХ века (миромоделирующие проекты А. Солженицына, В. Белова, В. Распутина) и пути преодоления, выхода из пространства Утопии в бесконечность истории (творчество В. Шукшина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, позднего В. Астафьева). Современная литература рассматривается с позиции нравственной проективности, ее художественной реализации в условиях утраты всех прежних ценностей, исчезновения самой «почвы». Идеологический, духовный кризис рубежа ХХ – XXI веков породил не только чувство бессмысленности бытия, но реализовал креативный потенциал утопии, опирающийся на фольклорные архетипы, социокультурные мифы, имманентные законы актуализации идеального. Глобальные утопические проекты прогрессистов и традиционалистов («деревенская проза»), опротестованные самой историей, – своеобразная точка отсчета для литературы постмодернизма и неореализма. Постмодернистская проза «остранила», травестировала известные идеи, образы, ситуации одновременно продемонстрировав и собственную зависимость от художественных проектов предшественников. Современные неореалисты обратились к образу «маленького», обычного человека, уцелевшего в «железных объятиях» «просвещенного» государства, сосредоточились на поиске новых смыслов, возможностей «диалога» с «низкой» реальностью. Перспектива «диалога» не обещает истины, но в известном смысле соположена ей. Книга адресуется преподавателям литературы, философии, культурологии, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) ISBN 978-5-9765-2021-9 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
407 Содержание Введение………………………………………………………………………………………...3 Глава 1. Европейская «Нигдейя» и русская «тутопия» 1.1. Утопия как метажанр……………………………………………………………………..10 1.2. Классические и современные утопии ………………………….………………………..12 1.3. Становление отечественной утопической традиции……………………………………26 1.4. На руинах «хрустального дворца». Н. Чернышевский, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин………...…………………………………………………………...55 1.5. Утопические проекты модернистов……………………………………………………...69 Глава 2. Советская ортодоксальная литература в дискурсе утопии 2.1. Этапы развития утопии «светлого будущего»………………………………………….103 2.2. Мифология гностицизма и социалистический реализм………………………………..139 2.3. Гибель советской Атлантиды. Редукция утопического канона……………………….153 Глава 3. Побег из будущего. Утопические мотивы в прозе традиционалистов 3.1. Становление патриархальной утопии. Ведущие направления………………………...179 3.2. «Неославянофильская» утопия в раннем творчестве А. Солженицына……………....223 Глава 4. Образ «земли обетованной» в художественном сознании В. Распутина 4.1. Софиологические интуиции в раннем творчестве писателя…………………………..241 4.2. Поэтика «демонического» в повести «Живи и помни»………………………………...262 4.3. Легенда о Беловодье и ее художественное воплощение в повести «Прощание с Матерой»…………………………………………………………………..274 4.4. Апокалипсические мотивы в прозе конца 1980 – 1990-х годов……………………….239 4.5. Реконструкция образа мира-храма в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»……………317 Глава 5. За воротами Китежа. Трансформация Утопии в литературе второй половины ХХ века 5.1. Диалог утопии – антиутопии в «Царь-рыбе» В. Астафьева…………………………...333 5.2. Идиллия и Апокалипсис. Образ мира в повести «Пастух и пастушка»………………344 5.3. На лезвии Утопии. Антиутопические мотивы в рассказах В. Шукшина………….359 5.4. Деконструкция и реконструкция утопии в текстах Л. Петрушевской, В. Маканина, Т. Толстой……………...…….…………………………………………………………...373 Заключение…………………………………………………………………………………...408
Стр.410