Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. <...> Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. <...> Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия, и как признание ее тщетности. <...> Русская культура пронизана духом утопизма, монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический проект о русской литературе. <...> При всех различиях в толковании своих главных тем – идеального мира и человека (утопия) и их критики во имя сохранения того же мира (антиутопия) – это явления одной мировоззренческой, дискурсивной и жанровой природы. <...> Многовековая история утопии, ее осознание в качестве одной из базовых универсалий культуры, необозримое количество самых разнообразных утопических проектов, создаваемых вплоть до сего дня – все говорит о том, что утопия и ее коррелят – антиутопия – принципиальные элементы в структуре осмысления мира, внутреннего бытия человека. <...> Русская литературная утопия 1900–1920-х годов в контексте отечественной культуры. <...> Русская антиутопия ХХ века в ближних и дальних контекстах. <...> Последние, работая с термином «утопическое поле», определяют его очертания, исходя из двух основных критериев: радикального разрыва с настоящим и коллективного характера идеала. <...> Особой значимостью для историков отечественной литературы обладает итоговый труд Б.Ф. Егорова «Российские утопии: Исторический путеводитель», позволяющий выявить преемственность на уровне основных идей, образов, мотивов, отличающих казалось бы антитетичные утопические построения. <...> Егоров1 <...>
Русский_проект_исправления_мира_и_художественное_творчество_XIX-XX_веков_(1).pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Р89
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:
д-р филол. наук, проф. Б.Ф. Егоров (науч. ред.); д-р филол.
наук, проф. Н.В. Ковтун (отв. ред.); д-р филол. наук, проф.
И.В. Силантьев; д-р филол. наук, проф. Л.В. Куликова; д-р филол.
наук, проф. А.П. Сковородников
Рецензенты
член-корр. РАН Е.К. Ромодановская;
д-р филол. наук, ведущий науч. сотрудник Института русской
литературы (Пушкинский Дом) РАН Т.М. Вахитова
Р89
Русский проект исправления мира и художественное
творчество XIX–XX веков [Электронный ресурс] : колл.
монография / отв. ред. Н.В. Ковтун. – 2-е изд., стер. – М. :
ФЛИНТА, 2014. – 403 с. : илл.
ISBN 978-5-9765-1178-1
Издание посвящено анализу русской утопической традиции во всем
многообразии ее художественных проявлений. Исследования глобальных
утопических проектов (почвенничество, конструктивизм, социалистический
реализм, патриархальная версия современных традиционалистов) сочетаются
здесь с главами-медальонами о творчестве отдельных авторов, обратившихся
к теме утопии. Сделано это и как попытка передать разнообразие «утопического
поля» отечественной словесности, где и по сей день идет напряженный
диалог (противостояние) между различными проектами преобразования бытия,
и как признание ее тщетности. Русская культура пронизана духом утопизма,
монография о художественной утопии грозит превратиться в утопический
проект о русской литературе. И тем не менее, данное издание отличает от
многих, ему подобных, специфика рассмотрения самого понятия «утопия»
как своеобразного инструмента измерения: оно изначально оценочно (по отношению
к содержанию проекта) и беспристрастно (по отношению к художественному
уровню его исполнения). История миромоделирующих проектов
рассматривается здесь, начиная от эпохи русского Просвещения и вплоть до
игровых стратегий освоения утопии в культуре постмодернизма.
Адресовано филологам, историкам и всем любителям российской словесности.
УДК
821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
ISBN 978-5-9765-1178-1
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
© Художник В.М. Ковтун, 2011
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
РАЗДЕЛ I. УТОПИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ XVIII–XIX ВЕКОВ . . . . . . . 11
О МАЛОИЗУЧЕННЫХ УТОПИСТАХ XVIII–XIX ВЕКОВ
(Б.Ф.ЕГОРОВ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
УТОПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЖИЗНИ
И ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. РАДИЩЕВА («ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
В МОСКВУ») (Е.Е. ПРИКАЗЧИКОВА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ НА ЗЕМЛЕ. МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА ПО Н. ГОГОЛЮ (А. КОСЬЦИОЛЭК). . . . . . . . . . . . . . . 43
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В ПОЭМЕ В.С. ПЕЧЕРИНА «ТОРЖЕСТВО
СМЕРТИ» (Е.Г. МЕСТЕРГАЗИ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
И.С. ТУРГЕНЕВ И ЕГО ГЕРОИ В СВЕТЕ УТОПИИ И АНТИУТОПИИ
(В.К. ВАСИЛЬЕВ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
«И УТОПИЯ-ТО У ТЕБЯ ОБЛОМОВСКАЯ»: МЕЧТА
ОБ ОБЛОМОВСКОМ МИРЕ В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА
«ОБЛОМОВ» (Е.И. ПИНЖЕНИНА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
РАЗДЕЛ II. УТОПИЧЕСКИЕ И АНТИУТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ЭПОХИ
МОДЕРНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО
КОНСТРУКТИВИЗМА (И.И. ПЛЕХАНОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
УТОПИЯ СЕРДЦА А. ПЛАТОНОВА (ПО ПОВЕСТИ
«СОКРОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК») (Н.П. ХРЯЩЕВА) . . . . . . . . . . . . . . . 125
МЕЖДУ УТОПИЕЙ И ИСТОРИЕЙ: ИСТОРИКО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
ЖАНР В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (П.С. ГЛУШАКОВ) . . . 146
БУНИНСКИЕ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННИКОВ И СОВРЕМЕННОСТИ
В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
МЕХАНИЗМАХ АНТИУТОПИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (К.В. АНИСИМОВ). . . 165
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ РОМАН Г. ГАЗДАНОВА «ПЕРЕВОРОТ»:
ПОПЫТКА АНТИУТОПИИ (Е.Н. ПРОСКУРИНА) . . . . . . . . . . . . . . . . 205
РАЗДЕЛ III. «СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» ИЛИ ОБЕТОВАННОЕ ПРОШЛОЕ?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРСИИ ГЛОБАЛЬНЫХ УТОПИЙ . . . . . . . . . . . . . 217
РАСКОЛОТЫЙ МИР В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКОЙ АНТИУТОПИИ
ХХ ВЕКА (А.Н. ВОРОБЬЕВА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
«ЗЕМЛЯ САННИКОВА» В. ОБРУЧЕВА: ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ
ДО СТАЛИНИЗМА (С. ФРАНК) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
3
Стр.3
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ
ЛЕОНИДА ЛЕОНОВА (Ф. ЛИСТВАН) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
МОТИВ ПРЕОБРАЖЕНИЯ МИРА В ОСТРОВНОЙ УТОПИИ
ХХ ВЕКА (А.Ю. БОЛЬШАКОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
ИДИЛЛИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ИСТОРИИ:
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. СОЛЖЕНИЦЫНА, В. РАСПУТИНА,
Б. ЕКИМОВА, Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ (Н.В. КОВТУН). . . . . . . . . . . . . 280
РАЗДЕЛ IV. ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ УТОПИИ
В ПРОЗЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИУТОПИИ В ПРОЗЕ РУБЕЖА
ХХ–ХХI ВЕКОВ (Т.Н. МАРКОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОЙ УТОПИИ: «СЮЖЕТ» И «ЛИМПОПО»
Т. ТОЛСТОЙ (О.В. БОГДАНОВА) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В НОВЕЙШЕЙ ПРОЗЕ:
ПОИСКИ ФОРМЫ (Т.М. КОЛЯДИЧ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ АНТИУТОПИИ 2000-Х ГОДОВ:
РОМАНЫ Д. ГЛУХОВСКОГО «МЕТРО 2033»
И Д. БЫКОВА «ЖД» (А.В. ГРИГОРОВСКАЯ) . . . . . . . . . . . . . . . . 356
УТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ФАНТАСТИКЕ РУБЕЖА XX–XXI ВЕКОВ (А.М. ЛОБИН). . . . . . . . . 367
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Стр.4