ISBN 978-5-9765-2015-8 В пособии освещаются вопросы, связанные с различными междисциплинарными аспектами современной русистики: с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и со-циолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др. <...> Цели и задачи, стоящие перед студентами, изучающими дисциплину «Филология в системе современного гуманитарного знания», заключаются в том, чтобы на основе знакомства с различными междисциплинарными аспектами современной русистики (с лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией, социолингвистикой и социолектологией, с языковой, научной, обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой, идеографической лексикографией и др.) научиться использовать методологический инструментарий филологии как эвристическое средство для решения различных задач гуманитаристики. <...> Казалось бы, все ясно: префиксоид фил(о)- – из гр. phileō ‘люблю’, суффиксоид -логия – из гр. logos ‘слово’, откуда вывод: буквальный семантический этимон – «любовь к слову», возможная калька – любословие, не прижившаяся в русском языке, как и любомудрие – калька философии. <...> Здесь семантический этимон суффиксоида -лог ‘наука’ («вообще») сужается до «словесных наук», этимон префиксоида фило-, как и у Ломоносова, связан с гр. ‘любовь’. <...> Наиболее распространенное, внешне корректное, но предельно зауженное определение филологии как «совокупности наук, изучающих язык и литературу», близко этому обиходному представлению – поскольку семантический этимон суффиксоида -логия в этом случае прочитывается на основе отождествления логоса (именно с маленькой буквы) со словом естественного языка и далее – с текстами на естественном языке, преимущественно художественными. <...> Эти толкования <...>
Филология_в_системе_современного_гуманитарного_знания_(1).pdf
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
В67
Рекомендовано к печати научно-методическим советом
Тверского государственного университета
Рецензенты:
доктор филологических наук профессор
Е.Н. Брызгалова
доктор филологических наук профессор
Л.Н. Скаковская
Волков В.В.
Филология в системе современного гуманитарного знания
В67
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.В. Волков. — 2-е изд.,
стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 222 с.
ISBN 978-5-9765-2015-8
В пособии освещаются вопросы, связанные с различными
междисциплинарными аспектами современной русистики: с
лингвистикой, психологией и психолингвистикой, социологией,
социолингвистикой и со-циолектологией, с языковой, научной,
обыденной и лингвометодической картиной мира, с теорией
мотивации и аксиологической лингвистикой, с эстетикой,
идеографической лексикографией и др.
Для студентов магистратуры, обучающихся по
направлению «Филология», а также для всех, кто интересуется
проблематикой, связанной с актуальными проблемами
современной филологии как одной из областей гуманитарного
знания, ее эвристической ценностью, прикладными задачами
и возможностями.
УДК 811.161.1(075.8)
ББК 81.2Рус-923
ISBN 978-5-9765-2015-8
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................. 3
Глава 1
Что такое филология?
О внутренней форме и реальном содержании термина филология...... 6
Филология, мифология, религия и философия: триада
«Хаос – Логос – Космос» как их «точка встречи».......................... 9
Полимодальность филологического знания и практики: слово
как «интегратор» и «дезинтегратор» мира, вопрос
о манипуляции сознанием........................................................... 13
Прагмастилистика «вождя пролетариата»
(О статье В.И. Ленина «Лев Толстой,
как зеркало русской революции») ............................................... 21
Вопросы и задания...................................................................................27
Литература.............................................................................................29
Глава 2
Система «Язык – Речь».
Лингвистика и психолингвистика
Лингвистика и психолингвистика ................................................... 31
Язык и речь как объекты лингвистики и психолингвистики............. 33
О проблематике психолингвистики................................................. 37
О когнитивном и коммуникативном аспектах языкового сознания и
речевой деятельности ................................................................. 38
Теоретическая и экспериментальная психолингвистика .................. 41
С. Дрожжин и С. Есенин в зеркале эксперимента. ........................... 43
Диалог поэтов: крестьянский быт и муза ..........................................43
Исследование методом ключевых слов .............................................44
Субъективное шкалирование..............................................................51
Опыт гендерного психолингвистического исследования.................. 54
А. Пушкин и И. Снегова (диалог поэтов в зеркале........................... 54
психолингвистического эксперимента) ........................................... 54
Исследование методом ключевых слов .............................................56
Субъективное шкалирование..............................................................59
Вопросы и задания .................................................................................63
Литература............................................................................................63
218
Стр.218
Глава 3
Из чего складывается гуманитарное знание?
Гуманный и гуманитарный: этимологические корни
и морфосемантические гнезда..................................................... 65
Что такое антропология? ................................................................ 70
Языковой знак: «семантическая трапеция»
как отображение структуры «я».................................................. 71
Четыре измерения семантического пространства.............................71
Семантическая структура слова
и реальности языкового сознания ......................................................72
Семантическая структура слова и вопрос
о функциональной асимметрии мозга................................................76
Когнитивные типы языковых единиц
и аспекты гуманитаристики ........................................................ 77
Библиотечно-библиографическая классификация
и аспекты гуманитаристики......................................................... 80
Вопросы и задания ...................................................................................82
Литература .............................................................................................83
Глава 4
Теория мотивации и аксиологическая лингвистика
Мотивы, аксиология, аксиологическая лингвистика ........................ 85
Теория мотивации, антропологические модели
и «пирамида Маслоу»................................................................. 87
Система ценностей в зеркале психолингвистического
ранжирования............................................................................. 93
Процедура исследования.....................................................................96
Результаты исследования....................................................................97
О типологии «личностей филологических»..................................... 99
Homo vitalis и homo socialis как предмет
прагмастилистики текста .......................................................... 104
Здоровье как ценность. Вопрос о лингвистических
механизмах самовосприятия состояния здоровья / болезни........ 112
Вопросы и задания.................................................................................117
Литература...........................................................................................118
Глава 5
Картина мира
О понятии «картина мира»............................................................ 121
Концепт и концептосфера ............................................................. 124
Реконструкция картины мира как задача
идеографической лексикографии .............................................. 128
219
Стр.219
Картина мира и лингвометодика: вопрос о тематике
и систематике коммуникативных занятий
и письменных работ.................................................................. 133
Вопросы и задания.................................................................................138
Литература...........................................................................................139
Глава 6
Социолингвистика и социолектология.
Изучение разговорной речи
Социология и социолингвистика................................................... 141
Устная разговорная речь и социолектология ................................. 143
О полевых исследованиях............................................................. 145
О методике полевой работы с информантами................................ 146
Ориентировочные вопросы для сбора материалов
русской устно-разговорной речи............................................... 147
Лексика. Особенности номинации...................................................147
Фонетика. Просодика ........................................................................148
Словообразование..............................................................................150
Морфология .......................................................................................151
Синтаксис...........................................................................................153
Вопросы и задания .................................................................................154
Литература ...........................................................................................155
Глава 7
Менталитет и менталитеты
Что такое менталитет? .................................................................. 157
Вопрос об основных особенностях русского менталитета.............. 159
Менталитет в зеркале психолингвистического эксперимента
(русский характер глазами школьников и студентов) .................... 165
Эксперимент первый (субъективное шкалирование) .....................166
Эксперимент второй (ранжированное ассоциирование .................172
типа «экспертная оценка»)................................................................172
«Гламурная» ментальность ........................................................... 181
Вопросы и задания.................................................................................185
Литература...........................................................................................186
Глава 8
Эстетика и «человек эстетический» в зеркале
филологического анализа
Эстетика: семантический этимон, морфосемантическое гнездо и
ядро семантического поля......................................................... 189
220
Стр.220
Трансмутация как эстетический, научный
и религиозный феномен............................................................ 192
«Человек эстетический»: проблема
эстетической трансмутации ...................................................... 195
О квазитезаурусе жизнетворчества музыканта
(роман В. Орлова «Альтист Данилов»)...................................... 202
Аксиология поэтической «памяти о будущем»:
детерминизм и провиденциализм жизнетворчества................... 207
Вопросы и задания .................................................................................210
Литература ...........................................................................................211
Заключение ..................................................................................... 213
Словари и энциклопедии................................................................ 214
Список сокращений........................................................................ 216
221
Стр.221