Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Живое» слово: проблемы функциональной лексикологии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторАлефиренко Н. Ф.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц344
ID316344
АннотацияВ монографии рассматриваются проблемы становления когнитивно-семиологической теории «живого» слова в рамках взаимодействия языка, познания и культуры. Разрабатываются ее методологические принципы, категории и методы. Определяются синергетические истоки сопряженного кодирования культурно-исторического опыта средствами языка и мышления.
Кому рекомендованоДля лингвистов-исследователей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов.
ISBN978-5-9765-0852-1
УДК811.161.1
ББК81.2Рус-3
Алефиренко, Н.Ф. «Живое» слово: проблемы функциональной лексикологии : монография / Н.Ф. Алефиренко .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 344 с. — Библиогр.: с. 323-342 .— ISBN 978-5-9765-0852-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/316344 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Языковая картина мира» и этнокультурная специфика «живого» слова . <...> Когнитивно-семасиологическая интерпретация внутренней формы языкового знака . <...> «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика «живого» слова . <...> «Живое» слово и этнокультурные константы языкового сознания . <...> Поэтому нет ничего удивительного, что когнитивно-семиологическая теория «живого» слова опирается, в частности, на деятельностную концепцию Л.С. Выготского. <...> С точки зрения когнитивной семантики сущность семантического развития слова заключается в изменении внутренней структуры обобщения, обусловленной изменениями в ценностносмысловой парадигме данного этнокультурного сообщества. <...> В дискурсивной деятельности человека значение освобождается от власти конкретного предмета как элемента ситуации. <...> И всё же ее специфика не в утверждении нового предмета изучения или необычного поискового алгоритма. <...> Такими явлениями экстралингвистического характера, подлежащими гипотетическому моделированию, в когнитивной лингвистике стали когнитивные структуры: (а) фрейм М. Минского <...> Термин когниция, таким образом, означает и 1) сам познавательный процесс (причем обыденный процесс получения информации, знаний, их категоризации, концептуализации и преобразования, запоминания, извлечения из памяти, использования в речемыслительной деятельности), и 2) результаты этого процесса — знания (ср. <...> Категориальная сущность дискурса достаточно репрезентативно раскрывается уже одним перечислением таких его элементарных составляющих, как излагаемые события, участники этих событий, перформативная информация и «не-события», т.е. обстоятельства, сопровождающие события, фон и ценностно-смысловые оценки участников события и т.п. <...> С одной стороны, эти понятия, несомненно, относятся к сфере когнитивной семантики, а с другой — к семантике контекстуально-функциональной, являющейся предметом семиологии. <...> При этом важно подчеркнуть, что дискурсивная <...>
Живое_слово_проблемы_функциональной_лексикологии.pdf
УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-3 А48 Рецензенты: д-р филол. наук, профессор Университета Дружбы народов В.М. Шаклеин профессор Университета им. Палацкого в Оломоуце (ЧР) Л.И. Степанова А48 Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии [Электронный ресурс] : монография / Н.Ф. Алефиренко. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 344 с. ISBN 978-5-9765-0852-1 В монографии рассматриваются проблемы становления когнитивно-семиологической теории «живого» слова в рамках взаимодействия языка, познания и культуры. Разрабатываются ее методологические принципы, категории и методы. Определяются синергетические истоки сопряженного кодирования культурно-исторического опыта средствами языка и мышления. Для лингвистов-исследователей, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов старших курсов. УДК 811.161.1 ББК 81.2Рус-3 ISBN 978-5-9765-0852-1 © Алефиренко Н.Ф., 2009 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................5 Глава 1. Когнитивно-семиологическая природа «живого» слова ...........11 1.1. Что такое «живое» слово? ...................................................................................11 1.2. Методологические основы когнитивно-семиологического исследования «живого» слова ...................................................................................28 1.2.1. Этноязыковая природа концепта как «живого» понятия ..............29 1.2.2. Принципы исследования «живого» слова ...........................................39 1.3. Теоретические предпосылки исследования «живого» слова ..................43 1.4. «Живое» слово и его дискурсивная среда .....................................................61 1.5. «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика «живого» слова ...............................................................................................................65 1.6. Языковое сознание: миф или реальность? ....................................................71 1.7. Концепт и «живое» слово ....................................................................................74 Глава 2. «Живое» слово в познании мира .........................................................77 2.1. Проблема взаимоотношения языка и познания в системно-структурном и когнитивном измерениях .......................................77 2.2. Язык как средство репрезентации знаний .....................................................84 2.2.1. Информация и знание ................................................................................84 2.2.2. Познание и знакообразование .................................................................86 2.2.3. Что такое вербальный знак? .....................................................................89 2.3. Знаки языка и знаки речи ...................................................................................90 2.3.1. Семиотические противоречия .................................................................90 2.3.2. Биопсихические механизмы знакообразования ................................97 2.4. Соотношение когнитивных и языковых категорий ................................ 101 2.4.1. Концепт и языковое значение ............................................................... 103 2.4.2. Языковое сознание как когнитивно-семиологическая категория ................................................................................................................. 108 2.5. Синергетика культурного концепта и знака в системе языка и тексте ........................................................................................................................... 147 Глава 3. Когнитивно-дискурсивная энергия «живого» слова ................ 166 3.1. Метафорическая синергетика «живого» слова ......................................... 167 3.2. Культурно-когнитивные модели возникновения «живого» слова .... 175 3.2.1. Нейролингвальные механизмы формирования когнитивной метафоры ................................................................................................................. 176 3.2.2. От когнитивной метафоры — к «живому» слову ........................... 179 3
Стр.3
3.3. Типы когнитивной метафоры в эволюционной истории «живого» слова ................................................................................................................................. 190 3.4. Когнитивная энергия метафоры .................................................................... 212 3.5. Когнитивно-номинативные уровни порождения и восприятия метафоры ....................................................................................................................... 214 3.6. Когнитивно-семасиологическая интерпретация внутренней формы языкового знака ............................................................................................ 226 Глава 4. Дискурсивное пространство «живого» слова ............................. 237 4.1. Дискурсивные истоки «живого» слова ........................................................ 237 4.2. Дискурсивная синергетика «живого» слова .............................................. 247 4.3. Дискурсивные смыслы «живого» слова ...................................................... 253 4.4. Дискурсивная стилистика «живого» слова ................................................ 263 4.5. «Живое» слово и речевой жанр ...................................................................... 271 Глава 5. «Живое» слово в языковой картине мира .................................... 285 5.1. «Языковая картина мира» и этнокультурная специфика «живого» слова ................................................................................................................................. 285 5.2. «Живое» слово и поэтическая картина мира ............................................ 294 5.3. «Живое» слово, когнитивные структуры и языковое сознание ......... 300 5.4. «Живое» слово и этнокультурные константы языкового сознания .... 306 5.5. Значение и поэтический смысл «живого» слова ...................................... 310 Заключение ................................................................................................................. 316 Литература .................................................................................................................... 323
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ