ISBN 978-5-89349-840-0 В книге рассказывается о проблемах младших школьни ков, отличающихся своеобразием характера. <...> Описаны три типа пове дения младших школьников с различиями характера (уступ чивый, доминирующий, отстраненный) и связанные с ними трудности в школе и дома. <...> Книга адресована студентам, аспирантам и преподавате лям психологических факультетов вузов, учителям и родите лям младших школьников — тем, кого интересуют вопросы развития детского характера. <...> Развитие характера в младшем школьном возрасте . <...> Различия в характере младших школьников, типы поведения и условия их развития . <...> Тестсказка для выявления детей с выраженными характерологическими особенностями . <...> Шкала изучения поведения детей с характерологическими особенностями . <...> Методика изучения дифференцированной самооценки детей младшего школьного возраста (С. <...> Сделать это сложно, поскольку возрастная и педагогическая психология все еще не имеют научной концепции, которая могла бы объяснить, как формируется детский характер и что про исходит с ним на отдельных возрастных этапах. <...> К детской характерологической проблематике отече ственные и зарубежные исследователи обычно обраща ются тогда, когда занимаются неблагоприятными вари антами развития: при психотерапии детских неврозов, в случаях патогенеза, клинической дифференциации пато логии поведения, при изучении процесса возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с откло няющимся поведением и т.д. <...> Без ана лиза того, как идет процесс развития характера в этом воз расте, ни преподавателям, ни воспитателям не понять тех характерологических черт, которые ярко проявляются в подростничестве. <...> Детским психологам есть на что опереться: характе рологические особенности, проявляющиеся в детском воз расте, не раз становились предметом изучения в трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Б. Ган нушкина, В.П. Кащенко, А.Ф. Лазурского <...>
Характер_младшего_школьника_(1).pdf
УДК 159.923(075.4)
ББК 88.8ÿ7
×49
×49
Чернышева Н.С.
Характер младшего школьника [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / Н.С. Чернышева. — 2-е
изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. — 312 с.
ISBN 978-5-89349-840-0
В книге рассказывается о проблемах младших школьни
ков, отличающихся своеобразием характера. Автор анализи
рует современные подходы к изучению характера и возраст
ные особенности его формирования. Описаны три типа пове
дения младших школьников с различиями характера (уступ
чивый, доминирующий, отстраненный) и связанные с ними
трудности в школе и дома. Приводятся методики, которые
можно использовать в психологопедагогической работе с
младшими школьниками со своеобразием характера. Даются
рекомендации их учителям и родителям, обеспечивающие ин
дивидуальный подход к ребенку с «трудным характером».
Книга адресована студентам, аспирантам и преподавате
лям психологических факультетов вузов, учителям и родите
лям младших школьников — тем, кого интересуют вопросы
развития детского характера.
УДК 159.923(075.4)
ББК 88.8ÿ7
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . ....................................................................................... 4
Глава 1. Проблемы детской характерологии . ..................................... 8
1.1. Определение характера, темперамента, личности . ......... 8
1.2. Основной подход к изучению характера . ....................... 19
1.3. Развитие характера в младшем школьном возрасте . .... 42
1.4. Методики изучения особенностей детского
характера . ........................................................................ 59
Глава 2. Особенности поведения младших школьников
со своеобразием характера ................................................... 80
2.1. Различия в характере младших школьников,
типы поведения и условия их развития . ..................... 80
2.2. Уступчивый тип поведения . .........................................103
2.3. Доминирующий тип поведения. ..................................122
2.4. Отстраненный тип поведения. .....................................152
2.5. Отличительные признаки поведенческих типов . .......178
2.6. Устойчивость и изменчивость типов поведения . ........182
2.7. Индивидуальные формы поведенческих типов . .........208
Глава 3. Психологическое сопровождение развития
младших школьников со своеобразием характера ...........223
3.1. Работа психолога с учителями, обучающими
младших школьников с особенностями
характера . ......................................................................223
3.2. Работа психолога с родителями младших
школьников со своеобразием характера......................243
Заключение ........................................................................................256
Приложение 1. Анкета . .....................................................................260
Приложение 2. Рисуночная пиктограмма . ......................................265
Приложение 3. Тестсказка для выявления детей
с выраженными характерологическими
особенностями . ......................................................270
Приложение 4. Картасхема «Особенности поведения
уступчивых, доминирующих и отстраненных
школьников». ..........................................................273
Приложение 5. Шкала изучения поведения детей
с характерологическими особенностями . .............275
Приложение 6. Методика «Я в школе»/«Я дома» ............................278
Приложение 7. Методика изучения дифференцированной
самооценки детей младшего школьного
возраста (С. Хартер) . ..............................................283
ISBN 978-5-89349-840-0
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Приложение 8. Методика изучения социально
психологической адаптации детей к школе . .........292
Приложение 9. Рисунки детей ..........................................................297
3
Стр.2