Психосемантические методы исследования сознания, бессознательных переживаний и отношений………………………………………………………. <...> Первый раздел посвящён введению в психологическое исследование. <...> Методологические принципы и классификация методов психологического исследования Психологическое исследование представляет собой систему логически последовательных теоретических, методологических, методических и организационнотехнических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемых психологических явлениях. <...> На основе теории измерения конструируются психологические тесты. <...> Структура психологического эксперимента включает следующие компоненты: 1) испытуемый (исследуемый субъект или группа); 2) экспериментатор (исследователь); 3) способ воздействия экспериментатора на испытуемого; 4) ответ испытуемого на воздействия экспериментатора; 5) условия эксперимента (дополнительные к воздействию экспериментатора, которые могут оказывать влияние на реакции испытуемого). <...> Объекты наблюдения а б в г № действие Бланк наблюдения по методике А.С. Залужного речь тип поведения 1 2 отворачивается(брезгливо) 1 убегает хнычет плачет 1 Залужный A.C. <...> Поведение испытуемого необходимо фиксировать во всех ситуациях, наблюдавшихся исследователем и отражающих реактивность независимо от того, проявил 33 испытуемый себя активно, с точки зрения наблюдателя, или нет. <...> Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. <...> Объективность психологического теста предполагает независимость первичных показателей, их оценки и интерпретации от поведения, личностных особенностей и субъективных суждений экспериментатора. <...> Эти условия являются этапами стандартизации психологического теста (табл. <...> Валидность психологического теста означает степень измерения определённого свойства, для диагностики которого данный тест предназначен. <...> По характеру тестовых заданий и форме их предъявлений <...>
Практикум_по_общей_и_экспериментальной_психологии_(1).pdf
УДК 159.921(075.8)
ББК 88.53
Г65
Рецензенты:
Анисимов В.П. — профессор, заведующий лабораторией психолого-педагогических
исследований педагогического факультета ТвГУ;
Самусенко И.Л. — кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии НОУ «Институт
Верхневолжье» г. Твери
Гонина О.О.
Практикум по общей и экспериментальной психологии [Электронный ресурс] /
Г65
О.О. Гонина. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 542 с.
ISBN 978-5-9765-2017-2
Излагается система практических и исследовательских заданий, направленных на
формирование целостных представлений о психологической науке, освоение конкретных
исследовательских методов и методик, выработку практических навыков, необходимых для
решения широкого круга прикладных задач психологии. Приведённые в практикуме
психодиагностические методики позволяют сформировать представления о разновидностях
методов психологического исследования; планировании экспериментальных исследований;
ведении, обработке и интерпретации полученных данных.
Предназначено для студентов бакалавриата по направлениям «Психология» и
«Психолого-педагогическое образование», может быть полезно и другим специалистам –
педагогам, психологам, преподавателям психологии, всем интересующимся вопросами
психологии человека.
УДК 159.921(075.8)
ББК 88.53
ISBN 978-5-9765-2017-2
© Гонина О.О., 2014
© Издательство «Флинта», 2014
Стр.2
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………..4
ОБ АВТОРЕ………………………………………………………………………… 7
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………….8
Глава 1. Общие методологические вопросы психологических исследований…..8
1.1. Методологические принципы и классификация методов психологического
исследования……………………………………………………………………………8
1.2. Этапы психологического исследования……………………………………….12
1.3. Психологические показатели и их измерение………………………………...15
1.4. Методы сбора данных…………………………………………………………..20
1.5. Методы обработки данных……………………………………………………140
РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………………...153
Глава 2. Методы исследования познавательных процессов и способностей…..153
2.1. Методы исследования чувствительности и восприятия…………………….153
2.2. Методы исследования внимания и работоспособности…………………….171
2.3. Методы исследования памяти………………………………………………...196
2.4. Методы исследования мышления и интеллекта……………………………..216
2.5. Методы исследования воображения и творческих способностей………....257
Контрольные вопросы…………………………………………………………… .287
Список рекомендуемой литературы………………………………………………288
Глава 3. Методы исследования эмоциональных состояний и личности………..289
3.1. Наблюдение и опрос в исследованиях личности……………………………289
3.2. Методы исследования эмоциональных состояний и свойств личности…...352
3.3. Методы исследования направленности личности…………………………...395
3.4. Исследование самосознания личности……………………………………….432
3.5. Психосемантические методы исследования сознания, бессознательных
переживаний и отношений……………………………………………………….…..473
Контрольные вопросы……………………………………………………….……..502
Список рекомендуемой литературы………………………………………………502
Библиография……………………………………………………………………….504
Приложения…………………………………………………………………………506
Стр.3