Е. В. Гетманская ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ СПЕЦКУРС Москва – 2012 УДК 37 ББК 74.03(2) Г44 Научный редактор В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Г44 Е. В. Гетманская. <...> Преемственность среднего и высшего литературного образования в российской традиции: Спецкурс. <...> В издании представлена программа авторского спецкурса «Преемственность среднего и высшего литературного образования в российской традиции» и методическое обеспечение к нему: вопросы и задания, темы докладов и рефератов для студентов-филологов, списки литературы по каждому разделу программы, а также приложения, составленные на основе редких библиографических и архивных материалов. <...> Механизмы преемственности литературного образования от средней к высшей школе: официальные установления и практика преподавания второй половины XIX века – начала ХХ века . <...> Содержательная и структурная динамика литературного предметного концентра в Московском университете первой половины XIX века (с 1802 – по 1855 гг.) <...> Циркуляр Министерства народного просвещения о распределении преподавания учебных предметов в уездных училищах и гимназиях от 29 июня 1832 года (Расписание постепенного преподавания словесности в гимназиях с I по VII классы сообразно с новым Уставом). <...> Распределение предметов по годам обучения на словесном отделении Московского университета (1835 г.) . <...> Таблица числа недельных уроков в гимназиях Министерства народного просвещения» (1890 г.) . <...> Программа лекций Ф.И. Буслаева по общему курсу истории литературы для студентов Московского университета (1878–1879 гг.) <...> Примерный учебный план для историко-филологических факультетов (1885 г.) . <...> Расписание недельных лекций по всем предметам историко-филологического отделения высших Петербургских женских курсов (1889 г.) . <...> Распределение предметных часов <...>
Преемственность_среднего_и_высшего_литературного_образования_в_российской_традиции_Спецкурс..pdf
УДК 37
ББК 74.03(2)
Г44
Научный редактор
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук,
профессор кафедры методики преподавания литературы
Московского педагогического государственного университета
Г44 Е. В. Гетманская. Преемственность среднего и высшего
литературного образования в российской традиции:
Спецкурс. – М.: Прометей, 2012. – 68 с.
В издании представлена программа авторского спецкурса «Преемственность
среднего и высшего литературного образования в российской
традиции» и методическое обеспечение к нему: вопросы и задания,
темы докладов и рефератов для студентов-филологов, списки
литературы по каждому разделу программы, а также приложения,
составленные на основе редких библиографических и архивных материалов.
Издание адресовано студентам филологических факультетов
педвузов, магистрантам, аспирантам и методистам.
В авторской редакции
ISBN 978-5-7042-2315-3
© Е. В. Гетманская, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Объяснительная записка к спецкурсу
«Преемственность среднего и высшего литературного
образования в российской традиции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы
формирования идеи преемственности образования
от средней к высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
РАЗДЕЛ II. Формирование начал преемственности
курсов словесности средней и высшей российской
школы в первой половине XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
РАЗДЕЛ III. Механизмы преемственности
литературного образования от средней к высшей школе:
официальные установления и практика преподавания
второй половины XIX века – начала ХХ века . . . . . . . . . . . . 22
РАЗДЕЛ IV. Методологические подходы,
обеспечивающие преемственность литературного
образования (теоретические концепции,
практические формы работы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложение № 1. Динамика распределения
учебных часов словесности в старших классах средней
школы (1828 —1914 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Приложение № 2. Содержательная и структурная
динамика литературного предметного концентра
в Московском университете первой половины XIX века
(с 1802 – по 1855 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Приложение № 3. Циркуляр Министерства
народного просвещения о распределении
преподавания учебных предметов в уездных училищах
и гимназиях от 29 июня 1832 года (Расписание
постепенного преподавания словесности в гимназиях
с I по VII классы сообразно с новым Уставом). . . . . . . . . . . . 47
Приложение № 4. Распределение предметов
по годам обучения на словесном отделении
Московского университета (1835 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Стр.3
Приложение № 5. Университетская программа
по истории литературы, русской и западноевропейской
(1890 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Приложение № 6. Таблица числа недельных
уроков в гимназиях Министерства народного
просвещения» (1890 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Приложение № 7. Программа лекций Ф.И. Буслаева
по общему курсу истории литературы для студентов
Московского университета (1878–1879 гг.) . . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение № 8. Примерный учебный план
для историко-филологических факультетов (1885 г.) . . . . . 59
Приложение № 9. Расписание недельных лекций
по всем предметам историко-филологического отделения
высших Петербургских женских курсов (1889 г.) . . . . . . . . . 60
Приложение № 10. Распределение предметных
часов на историко-филологических факультетах
Петербургского и Казанского университетов
(1885–1886 уч. г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Приложение № 11. Основные трактовки метода
литературной беседы и её целей в авторских
концепциях и официальных документах
(40-е годы XIX века – 1916 год включительно) . . . . . . . . . . . 63
Приложение № 12. Правила о литературных беседах,
введённых в Киевском учебном округе
Н.И. Пироговым (1858 г.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.4