УДК 378(076.3):82
ББК 83.70я73
И 766
И 766
Педагогическая риторика в вопросах и ответах: Учеб. пособие /
З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.;
под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: МПГУ, 2011. – 254 с.
Авторы:
З. С. Смелкова, доктор педагогических наук, профессор – разд. I
(1, 2, 3, 4);
Н. А. Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор – разд. II
(гл. 1), разд. II (гл. 5) (совместно с Л. С. Якушиной);
Т. А. Ладыженская, доктор педагогических наук, профессор – разд. II
(гл. 2);
Е. Л. Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент – разд. II
(гл. 3), разд. IV (гл. 4);
Л. Е. Тумина, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 4);
М. Р. Савова, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 1);
З. И. Курцева, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 2);
З. С. Зюкина, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 3);
О. В. Филиппова, доктор педагогических наук, профессор – разд. III
(гл. 4), разд. IV (гл. 3);
Л. В. Салькова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. III
(гл. 5), разд. IV (гл. 2, 6);
Л. В. Хаймович, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV
(гл. 1);
Н. Г. Грудцына, доктор педагогических наук, профессор – разд. IV
(гл. 5);
О. Г. Усанова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV (гл. 7);
Л. С. Якушина, кандидат педагогических наук, профессор – разд. II
(гл. 5) (совместно с Н. А. Ипполитовой).
ISBN 978-5-4263-0027-9
© Авторский коллектив, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................11
РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Глава 1. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ...........14
Что такое педагогическое общение и каковы его функции? ....................14
Каковы условия успешной реализации информационнокоммуникативной
функции общения? .....................................................16
Каковы особенности реализации регуляционнокоммуникативной
функции общения? .....................................................18
Каково значение воспитательно-коммуникативной
функции общения? ....................................................................................19
Глава 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ .......................21
Каковы основные виды общения? ............................................................21
Что такое невербальное общение? ............................................................21
Какова роль выбора пространственного расположения
коммуникантов для достижения эффективности общения? ...................22
Что включает в себя понятие «интонация»? .............................................24
С какой целью в устной речи используется логическое ударение
и паузирование? .........................................................................................25
Какова типология жестов, используемых в общении? .............................26
Что означает термин «мимика»? ................................................................30
Какова специфика видов общения, выделяемых
по разным основаниям? .............................................................................31
Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ...................34
Каковы профессионально значимые качества учителя? ..........................34
Что включает в себя понятие «коммуникативная
компетентность» учителя? .........................................................................35
Что понимают под стилями и приоритетами
педагогического общения? ........................................................................36
Каковы приемы создания атмосферы доверительного
общения на уроке? .....................................................................................38
Стр.3
Глава 4. УРОК И УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ...40
Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации? ................40
Что такое социальные роли коммуникантов
и чем они характеризуются? ......................................................................41
Что такое коммуникативная стратегия педагогического общения? ........42
Каково содержание понятия «учебно-речевая ситуация»? ......................43
РАЗДЕЛ II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Глава 1. ЧТО И ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ
О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .....................................................46
Что такое речевая деятельность? ...............................................................46
В каких формах и видах реализуется речевая деятельность? ....................49
Каковы этапы речевой деятельности? .......................................................50
Каковы механизмы речевой деятельности? ..............................................53
Что такое текст? Какова роль текста как единицы общения? ..................56
Что такое речевые жанры? .........................................................................58
Какие категории текста отражают его нацеленность на общение? .........60
Каков смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи»?
Как эти явления взаимосвязаны? ..............................................................64
Как формируются в речи функциональные стили?
Какие функциональные стили существуют? ...........................................65
В чем особенности разговорного стиля речи? Где он используется? .......66
Каковы особенности научного стиля? Какова сфера
его использования? ....................................................................................67
Каковы особенности и сфера употребления
публицистического стиля? ........................................................................69
Каковы особенности и сфера употребления
официально-делового стиля? ....................................................................72
В чем особенности художественного стиля
(стиля художественной литературы)?........................................................74
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ГОВОРЕНИЕ ......................................75
Какие из признаков профессионального педагогического
говорения представляются особенно значимыми? ..................................75
Чем отличается озвученная речь от говоримой (устной)? ........................75
Что порождает особые трудности при говорении? ...................................76
Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя? ......76
Как соотносятся речевые автоматизмы (клише, типовые
конструкции) и свобода выбора слов, свободное
построение языковых конструкций? ........................................................77
Стр.4
В чем проявляются лаконизм и избыточность речи
в процессе говорения? ...............................................................................78
Чем объясняется высокий уровень оценочности,
экспрессивности, выразительности педагогической речи? ....................79
Какие приемы подготовки к устной речи может
использовать учитель? ...............................................................................79
Глава 3. ПИСЬМО КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ВИД
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................81
Что такое письмо? ......................................................................................81
Каковы этапы создания письменной речи? ..............................................82
Каковы основные механизмы письма? .....................................................83
Чем различаются письмо и говорение? .....................................................84
Каковы особенности письменной формы речи? ......................................85
Глава 4. СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......87
Что значит уметь слушать? ........................................................................87
Каковы основные особенности слушания как вида речевой
деятельности? .............................................................................................88
Каковы основные этапы слушания? .........................................................89
Какие психофизиологические механизмы обеспечивают
результативность слушания? .....................................................................90
Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?...........91
Каковы основные функции слушания? ....................................................92
В чем особенности профессионального педагогического слушания? .....93
Каковы профессиональные трудности педагогического слушания?.......94
Каковы основные виды профессионального
педагогического слушания? .......................................................................96
Что такое глобальное слушание? ...............................................................97
Каковы особенности детального слушания? ............................................98
Что включает в себя понятие «критическое слушание»? .......................100
Какие существуют способы и приемы профессионального
педагогического слушания? ....................................................................100
Что такое эмпатическое слушание? ........................................................102
Каковы условия эффективного педагогического слушания? ...............103
Какие правила хорошего слушания существуют?..................................104
Глава 5. ЧТЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ................................................107
Стр.5
Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности? ............107
Какие виды чтения существуют? .............................................................108
Какие приемы работы с читаемым текстом
целесообразно использовать? ..................................................................109
Что такое вторичный текст? ....................................................................112
Какие виды вторичных текстов существуют? .........................................112
Когда, зачем и как читает учитель? .........................................................114
Что значит быть читателем? ....................................................................115
Какова специфика чтения и понимания
художественного произведения? .............................................................116
Какого читателя можно назвать хорошим читателем? ...........................117
Что такое филологическая герменевтика? ..............................................119
Что такое микроконтекст? .......................................................................120
Что происходит в процессе чтения и как приходит понимание? ..........120
Что обозначает рефлексия процесса чтения? .........................................122
Что является показателем понимания текста? .......................................122
Что такое интерпретация? .......................................................................123
Как относиться к интерпретации художественного
произведения другими видами искусств? ...............................................125
В чем особенности интерпретации
художественного текста читателем? ........................................................126
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Глава 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ...............................................130
В чем проявляется культура речи? ...........................................................130
Какова роль системы образования как компонента культуры? .............131
Каково современное представление о культуре речи? ...........................132
Что такое этические нормы? ...................................................................134
Как этические нормы различаются по степени
обязательности их соблюдения? ..............................................................135
Что представляют собой коммуникативные нормы? .............................137
К каким последствиям могут привести коммуникативные
ошибки? .............................................................................................139
Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным? ...............140
Какие принципы лежат в основе рекомендуемых
коммуникативных норм? .........................................................................141
Что представляют собой речевые и языковые нормы? ...........................142
Что определяет уместность речи? ............................................................143
Что определяет доступность речи? ..........................................................144
Стр.6
Что определяет богатство речи? ..............................................................146
Что определяет точность речи?................................................................147
Что определяет логичность речи? ............................................................149
Что определяет выразительность речи? ..................................................150
Что определяет правильность речи? ........................................................152
Как различаются языковые нормы по степени обязательности
их соблюдения? ........................................................................................153
Глава 2. РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБЩЕНИИ...............................................................................155
В чем отличие речевого поступка от речевого действия
и что считается речевым поступком? .....................................................155
Что такое педагогический речевой поступок? ........................................157
В каких речевых жанрах может быть реализован
речевой поступок? ....................................................................................157
Каковы основные виды речевых поступков? ..........................................159
Как учитель влияет на речевые поступки учащихся? .............................162
Глава 3. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ
АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ......................................................164
В чем сущность понятия
«коммуникативно-речевая активность»? ................................................164
Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности? ..........164
Какие факторы влияют на проявление
коммуникативно-речевой активности? ..................................................165
Глава 4. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБЩЕНИИ ..............................................................................168
Каковы функции интонации в языке и речи? ........................................168
Из каких элементов состоит интонация? ................................................169
Что представляют собой единицы интонации? ......................................172
На какие группы делятся интонемы? ......................................................173
Чем характеризуются интонационные стили речи учителя? .................175
Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль»
речи учителя? ...........................................................................................178
Как проявляет себя индивидуальный стиль речи
в различных педагогических жанрах? .....................................................179
Глава 5. УЧИТЕЛЬ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ЛИДЕР ...........182
Что делает учителя коммуникативным лидером? ...................................182
Стр.7
Какие речевые приемы использует учитель для достижения
различных коммуникативных намерений? ......................................186
Какие приемы направлены на установление контакта
с аудиторией и поддержание внимания класса? ..............................186
Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее
донести информацию? .............................................................................187
Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче
было следить за развитием мысли учителя? ............................................190
РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Глава 1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МОНОЛОГ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР .....................192
В чем заключается специфика монолога учителя?
Какие разновидности объяснения существуют? ....................................192
Какова коммуникативная цель речи учителя? ........................................194
В какой зависимости находится жанровая форма речи
от ее автора? ..............................................................................................195
Какие параметры речи задает учителю адресат – коллективная
ученическая аудитория? ...........................................................................197
Каково диктумное содержание
объяснительного монолога? ....................................................................199
Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется
реактивность жанра? ................................................................................200
Для чего учителю необходимо умение предвосхищать
возможные реакции учеников на свою речь? .........................................201
Какие лингвистические средства обеспечивают
результативность объяснительной речи? ................................................202
Глава 2. СРАВНЕНИЕ В ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ
РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ......................................................................205
Что такое сравнение как логическая операция? .....................................205
Каковы основные правила сравнения? ...................................................206
Что представляет собой объяснительная речь
сравнительного характера как текст? ......................................................207
Какова функционально-стилистическая принадлежность
объяснительных высказываний сравнительного характера? .................209
Стр.8
Какие языковые средства используются для выражения
сравнительно-сопоставительных отношений в тексте? .........................210
Глава. 3. ПРИЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ............................213
Что такое приемы популяризации? .........................................................213
Каковы синтаксические средства популяризации
объяснительной речи? .............................................................................213
Какие средства словесной образности являются приемами
популяризации объяснительной речи? ...................................................215
Какова роль аналогии как средства популяризации? .............................217
Глава 4. РЕЦЕНЗИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЖАНР ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ..........................218
Каковы основные признаки и типология жанра
педагогической рецензии? .........................................................218
Каковы языковые особенности педагогической рецензии? ..................219
Из каких структурно-содержательных компонентов состоит
педагогическая рецензия? .......................................................................220
В чем особенность оценочных жанров в профессиональной
речи учителя?............................................................................................221
В чем сходство педагогической рецензии и оценочного
высказывания учителя? ...........................................................................222
Каковы основные различия педагогической рецензии
и оценочного высказывания? ..................................................................223
Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ
В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ УРОКА ................................225
Что такое педагогический диалог? ..........................................................225
В чем специфика педагогического диалога? ...........................................227
Каковы функциональные типы педагогического диалога? ...................230
В чем особенности педагогического диалога в ситуации
объяснения нового материала?................................................................231
Какова композиция объяснительного диалога? ....................................233
Чем характеризуется педагогический диалог
в ситуации фронтального опроса? ...........................................................236
Глава 6. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНЫМ РАЗВЕРНУТЫМ
ОТВЕТАМ УЧАЩИХСЯ .........................................................239
Что представляет собой устный развернутый ученический
ответ как текст? ........................................................................................239
Стр.9
Каковы требования к устному развернутому ответу? .............................240
Как проанализировать устный развернутый ответ? ...............................242
Глава 7. ОБОБЩАЮЩАЯ РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ
НА ЭТАПЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА ...................244
Что представляет собой подведение итогов
как структурный компонент урока? ........................................................244
Каковы признаки обобщения как речевого жанра? ...............................245
Какие языковые средства используются в обобщающей
речи учителя?............................................................................................246
Какие выделяются виды и типы обобщающей речи? .............................248
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................251
Стр.10