Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Логика (300,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц300
ID315811
АннотацияЧто такое логика? Чем занимается эта древняя и в то же время всегда молодая наука? Зачем она нужна, можно ли без нее обойтись, и какую роль она играет в жизни человека? Что такое формы мышления и каковы основные законы мышления? К чему приводят многочисленные логические ошибки, которые мы непроизвольно или сознательно допускаем в мышлении и речи? Что такое доказательство и каковы его разновидности? Что представляют собой основные правила доказательства и ошибки, возникающие при их нарушении? Как сделать свои мысли ясными и отчетливыми, как надо их выражать, чтобы окружающие всегда понимали, что вы хотите сказать, как отстаивать свою точку зрения и убеждать собеседника? Как грамотно вести дискуссию и одерживать победу в споре? Что такое софизмы и логические парадоксы? Обо всем этом вы узнаете, прочитав книгу, которая отличается от многих других учебных пособий по логике тем, что читать ее будет нетрудно: автор, много лет преподающий логику студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным.
Кому рекомендованоКнига адресована студентам и школьникам, изучающим логику, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся логикой и другими гуманитарными науками.
ISBN978-5-9906264-8-5
УДК16(075.8)
ББК87.4
Гусев, Д.А. Логика : учеб. пособие / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2015 .— 300 с. — ISBN 978-5-9906264-8-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/315811 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Как устанавливать распределенность терминов в простых тттсуждениях? <...> Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники – это двоечники; Все треугольники не являются квадратами и т. п.) <...> Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. <...> Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, – к ложным выводам. <...> Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом смысле). <...> Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. <...> А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку – «расширение большего термина в простом силлогизме». <...> Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. <...> Несмотря на неясность содержания и нерезкость объема неопределенных понятий, мы обычно пользуемся ими без особенных затруднений, как правило, интуитивно понимая, о чем идет речь, когда говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке, бессовестной выходке, удобном кресле, высокой 22 ПОНЯТИЕ зарплате и т. п. <...> Так же неопределенное понятие опытный специалист возможно превратить в определенное, добавляя к его содержанию признак – «стаж работы в данной области не менее 10 лет». <...> Таким образом, проясняющий признак для содержания неопределенного понятия всегда относителен, т. к. зависит от договоренности между людьми в каждой конкретной ситуации, в силу чего превратить неопределенное понятие в определенное, по крупному <...>
Логика.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Логика.pdf
УДК 16(0,75.8) ББК 87,4 Г96 Рецензенты: Кузнецова С. В. – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета; Алешинская Е. В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; Флеров О. В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте Г 96 Гусев Д. А. Логика – М.: Прометей, 2015. –300 c. Что такое логика? Чем занимается эта древняя и в то же время всегда молодая наука? Зачем она нужна, можно ли без нее обойтись, и какую роль она играет в жизни человека? Что такое формы мышления и каковы основные законы мышления? К чему приводят многочисленные логические ошибки, которые мы непроизвольно или сознательно допускаем в мышлении и речи? Что такое доказательство и каковы его разновидности? Что представляют собой основные правила доказательства и ошибки, возникающие при их нарушении? Как сделать свои мысли ясными и отчетливыми, как надо их выражать, чтобы окружающие всегда понимали, что вы хотите сказать; как отстаивать свою точку зрения и убеждать собеседника? Как грамотно вести дискуссию и одерживать победу в споре? Что такое софизмы и логические парадоксы? Обо всем этом вы узнаете, прочитав книгу, которая отличается от многих других учебных пособий по логике тем, что читать ее будет нетрудно: автор, много лет преподающий логику студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным. Книга адресована студентам и школьникам, изучающим логику, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся логикой и другими гуманитарными науками. ISBN 978-5-9906264-8-5 © Д. А. Гусев, 2015 © Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение, или что такое логика и зачем она нужна? ............ 6 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ 1.1. Что такое понятие? ................................................ 15 1.2. Виды понятий ....................................................... 17 1.3. Определенные и неопределенные понятия ................ 20 1.4. Роль неопределенных понятий в мышлении ............. 21 1.5. В каких отношениях могут быть понятия? .................. 24 1.6. Круговые схемы Эйлера .......................................... 29 1.7. Как ограничивать и обобщать понятия? .................. 32 1.8. Цепочки ограничений и обобщений понятий ........... 34 1.9. Определение понятия ............................................. 36 1.10. Правила определения ........................................... 38 1.11. Деление понятия ................................................ 42 1.12. Правила деления ................................................ 43 1.13. Как складываются и умножаются понятия? ............. 47 Вопросы и задания к главе 1 ........................................ 52 ГЛАВА 2. СУЖДЕНИЕ 2.1. Что такое суждение? .............................................. 62 2.2. Структура суждения .............................................. 64 2.3. Виды суждений ..................................................... 68 2.4. Простые суждения ............................................... 70 2.5. Распределенные и нераспределенные термины в простых суждениях ............................................................. 73 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ 2.6. Как устанавливать распределенность терминов в простых тттсуждениях? ............................................................ 77 2.7. Преобразование простых суждений ......................... 79 2.8. Отношения между суждениями .............................. 86 2.9. Логический квадрат ............................................... 89 2.10. Сложные суждения .............................................. 92 2.11. Истинность сложных суждений .............................. 95 2.12. Формализация рассуждений ................................. 97 2.13. Логические формулы и таблицы истинности ............. 99 2.14. Виды вопросов .................................................... 107 2.15. Корректные и некорректные вопросы ..................... 109 Вопросы и задания к главе 2 ....................................... 112 ГЛАВА 3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 3.1. Что такое умозаключение? .................................... 123 3.2. Виды умозаключений ........................................... 125 3.3. Простой, или категорический силлогизм ................ 128 3.4. Правила терминов простого силлогизма .................. 134 3.5. Правила посылок простого силлогизма ................... 137 3.6. Энтимемы и эпихейремы ..................................... 138 3.7. Полисиллогизмы и сориты ................................... 140 3.8. Умозаключения с союзом «или» ............................ 142 3.9. Правила умозаключений с союзом «или» ................ 144 3.10. Умозаключения с союзом «если...то» ................ 146 3.11. Правила умозаключений с союзом «если...то» ......... 148 3.12. Дилеммы .......................................................... 151 3.13. Что такое индукция? ........................................... 153 3.14. Правила индукции .............................................. 155 3.15. Ошибки индукции ............................................. 156 3.16. Установление причинных связей .......................... 159 3.17. Что такое аналогия? .......................................... 161 3.18. Правила аналогии ............................................. 163 Вопросы и задания к главе 3 .................................. 166 ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ 4.1. Что такое закон тождества? .................................. 182 4.2. Нарушения закона тождества ................................ 184 4.3. Что запрещает закон противоречия? ..................... 188 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ 4.4. Виды противоречий ............................................. 190 4.5. Закон исключенного третьего ................................ 193 4.6. Закон достаточного основания .............................. 195 4.7. Чем отличается наука от псевдонауки? .................... 197 4.8. Спор между софистами и Сократом ....................... 199 4.9. Софизмы ............................................................ 201 4.10. Парадоксы-антиномии ...................................... 205 4.11. Парадокс «Протагор и Эватл» ................................ 208 4.12. Парадоксы-апории .............................................. 209 Вопросы и задания к главе 4 ....................................... 213 ГЛАВА 5. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 5.1. Что такое доказательство? ................................... 229 5.2. Структура доказательства ..................................... 231 5.3. Прямые и косвенные доказательства ...................... 233 5.4. Виды и методы подтверждения ............................. 234 5.5. Виды и методы опровержения ............................... 237 5.6. Всегда ли доказательство необходимо? .................... 241 5.7. Определенность тезиса в доказательстве ................. 243 5.8. Неизменность тезиса в процессе доказательства ...... 245 5.9. .Истинность и достаточность аргументов т в доказательстве .................................................. 247 5.10. Ошибки в демонстрации .................................. 250 5.11. Условия успешной дискуссии .............................. 252 5.12. Корректные и некорректные приемы спора ......... 254 5.13. Разновидности недопустимых приемов спора . . . . . . . . . . . . . 257 5.14. Что такое гипотеза? .......................................... 261 5.15. Как соотносятся теории и факты? ....................... 263 5.16. Рабочие и научные гипотезы ............................... 265 Вопросы и задания к главе 5 .................................. 269 Заключение ............................................................ 295 Литература ............................................................. 297 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ