Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц202
ID315796
АннотацияЧто такое наука? Когда и где она появилась? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Почему под наукой в первую очередь подразумевается естествознание? Как происходит научное познание? Есть ли у науки границы? Что представляют собой научные революции и научные картины мира? Что такое макромир, микромир и мегамир? Каковы основные научные представления современного человека о происхождении и устройстве вселенной? Что такое глобальные проблемы современного мира? Обо всем этом вы узнаете, прочитав книгу, которую держите в руках. Автор – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, много лет преподающий курс концепций современного естествознания, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике.
Кому рекомендованоКнига адресована студентам, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся естественными науками.
ISBN978-5-9906134-9-2
УДК168.521
ББК20
Гусев, Д.А. Концепции современного естествознания : популярное учеб. пособие / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2015 .— 202 с. — ISBN 978-5-9906134-9-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/315796 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. А. Гусев КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Популярное учебное пособие Москва – 2015 УДК 168.521 ББК 20 Г 96 Рецензенты: Музяков С. И. – доктор философских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. <...> Что представляют собой научные революции и научные картины мира? <...> ГРАНИЦЫ НАУКИ И ОБЩИЕ МОДЕЛИ ЕЕ РАЗВИТИЯ . <...> Случайно или нет, но нам выпало жить на рубеже 20 и 21 вв. новой эры. <...> Можно также сказать, что концепции современного естествознания − это современная единая научная картина мира, которая значительно отличается от научных картин мира прошлых эпох. <...> Вопросы, связанные с постижением человека и общества, по крупному счету, до настоящего времени остаются без ответов. <...> ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ НАУКИ Н аука как самостоятельная форма духовной культуры характеризуется рядом специфических черт, отличающих ее от других форм духовной культуры. <...> ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ НАУКИ интересуется ими, или игнорирует их. <...> Поэтому человеку ничего не остается, кроме как, по крупному счету, верить или не верить в то, что мир устроен так или иначе. <...> Дело в том, что науку на протяжении всей ее истории сопровождала псевдонаука – совокупность различных идей и учений, только по внешним, формальным признакам сходных с научными, а на самом деле не имеющими с ними ничего общего, а также претендующими, как правило, на приобщенность к некому якобы тайному знанию, которое доступно немногим. <...> Сопровождая науку на протяжении всей ее истории, псевдонаука обычно маскировалась под нее, «рядилась в ее одежды», прикрывалась ее заслуженным авторитетом. <...> Первый из них – это принцип верификации (от лат. verus – истинный и facere – делать), в силу которого только то знание является научным, которое можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). <...> Однако для отличения науки от псевдонауки одного только принципа верификации недостаточно: псевдонаука иногда так ловко <...>
Концепции_современного_естествознания._Популярное_учебное_пособие.pdf
УДК 168.521 ББК 20 Г 96 Рецензенты: Музяков С. И. – доктор философских наук, профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте; Шелковников А. Ю. – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета; Суслов А. В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Г 96 Гусев Д. А. Концепции современного естествознания. Популярное учебное пособие – М.: Прометей, 2015. – 202 c. Что такое наука? Когда и где она появилась? Какую роль она играет в жизни человека и общества? Почему под наукой в первую очередь подразумевается естествознание? Как происходит научное познание? Есть ли у науки границы? Что представляют собой научные революции и научные картины мира? Что такое макромир, микромир и мегамир? Каковы основные научные представления современного человека о происхождении и устройстве вселенной? Что такое глобальные проблемы современного мира? Обо всем этом вы узнаете, прочитав книгу, которую держите в руках. Автор – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, много лет преподающий курс концепций современного естествознания, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным. Книга адресована студентам, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом – и всем, интересующимся естественными науками. Материалы книги с неизменным успехом используются автором в многолетней преподавательской практике. ISBN 978-5-9906134-9-2 © Д. А. Гусев, 2015 © Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................. 5 ТЕМА 1. НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА 1. Когда и где появилась наука ......................................... 8 2. Особенности и критерии науки .................................. 16 3. Структура научного познания ................................... 24 ТЕМА 2. ГРАНИЦЫ НАУКИ И ОБЩИЕ МОДЕЛИ ЕЕ РАЗВИТИЯ .. 1. Границы науки ......................................................... 31 2. Общие модели развития науки ................................... 39 3. Научные революции ................................................ 45 ТЕМА 3. ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 1. Геоцентризм ............................................................ 51 2. Натурфилософия ..................................................... 54 3. Пантеизм ................................................................ 57 4. Циклизм ................................................................. 60 5. Рождение логики ...................................................... 62 ТЕМА 4. ВТОРАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА (КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ) 1. Гелиоцентризм ......................................................... 67 2. Упадок натурфилософии ........................................... 71 3. Механицизм ............................................................ 75 4. Деизм ..................................................................... 81 5. Стационарность мира ............................................... 83 ТЕМА 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИЙ МИКРОМИРА 1. Основные черты современного естествознания .............. 86 2. Вещество и поле ..................................................... 95
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ 3. Первые модели атома ............................................... 100 4. Элементарные частицы ............................................. 107 ТЕМА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИЙ МЕГАМИРА 1. Новый взгляд на пространство и время ....................... 113 2. Природа всемирного тяготения ................................. 118 3. Планеты, звезды, галактики ..................................... 124 4. Гипотеза Большого взрыва ....................................... 131 5. Этапы космической эволюции .................................. 135 ТЕМА 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 1. Живая и неживая природа ........................................ 141 2. Теория биологической эволюции ............................... 146 3. Гипотезы происхождения жизни ................................. 151 ТЕМА 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА 1. Обратная сторона прогресса ..................................... 161 2. Истощение земных ресурсов .................................... 171 3. Загрязнение окружающей среды ............................... 175 ТЕМА 9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 4. Рост радиационной опасности ................................. 177 5. Увеличение численности населения ........................... 180 6. Пути выхода из кризиса ........................................... 182 СЛОВАРЬ ................................................................. 186 ЛИТЕРАТУРА .......................................................... 199 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.