ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии и педагогики Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ) 1 апреля 2015 г. Сургут 2015 УДК 373(08) ББК 74.1я431+74.2я431 Д 71 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Гололобов Е.И., доктор исторических наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета Гагай В.В., доктор психологических наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета Составитель и научный редактор: Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета Д 71 Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. <...> Дифференцированные домашние задания в начальной школе . <...> Формирование полоролевой культуры как средство социализации детей дошкольного возраста . <...> Развитие творческих способностей младших школьников через личностно-ориентированное обучение . <...> Формирование социально-психологического климата коллектива дошкольного учреждения как условие предупреждения профессионально-педагогического выгорания . <...> Самостоятельная работа на уроках внеклассного чтения в начальной школе . <...> Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации Российского образования . <...> Формирование полоролевой идентичности дошкольников в процессе полового воспитания . <...> К вопросу формирования метапредметных умений <...>
Дошкольное_и_начальное_образование_проблемы,_перспективы,_инновации_развития_материалы_Всерос._науч.-практ._конф._(с_междунар._участием),_1_апр._2015_г..pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
ДОШКОЛЬНОЕ
И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ,
ИННОВАЦИИ РАЗВИТИЯ
МАТЕРИАЛЫ
ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ)
1 апреля 2015 г.
Сургут
2015
Стр.1
УДК 373(08)
ББК 74.1я431+74.2я431
Д 71
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Гололобов Е.И., доктор исторических наук, профессор
Сургутского государственного педагогического университета
Гагай В.В., доктор психологических наук, профессор
Сургутского государственного педагогического университета
Составитель и научный редактор:
Абрамовских Н.В., доктор педагогических наук, доцент
Сургутского государственного педагогического университета
Д 71 Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития :
материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 1 апр. 2015 / Гос. образоват.
учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост. и науч.
ред. Н. В. Абрамовских. – Сургут : РИО СургПУ, 2015. – 107, [1] с.
ISBN 978-5-93190-314-9
Сборник материалов выступлений на конференции посвящен актуальным проблемам повышения
качества, модернизации системы дошкольного и начального образования на современном
этапе. В сборник вошли статьи ученых-исследователей, педагогов-практиков, аспирантов, магистрантов,
раскрывающие сущность обсуждаемой проблемы, вопросы разработки и внедрения инновационных
подходов и технологий в систему дошкольного и начального общего образования.
Материалы сборника могут быть полезны преподавателям, аспирантам, студентам, работникам
системы образования.
УДК 373(08)
ББК 74.1я431+74.2я431
ISBN 978-5-93190-314-9
2
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2015
Стр.2
О Г Л А В Л Е Н И Е
РАЗДЕЛ 1
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Алексеева О.В. Дифференцированные домашние задания в начальной школе ......................................... 5
Андреева Н.А. Формирование полоролевой культуры как средство социализации
детей дошкольного возраста ............................................................................................................................ 8
Андреева С.В. Развитие творческих способностей младших школьников
через личностно-ориентированное обучение .................................................................................................. 10
Бабунова Е.С., Ладик Е.В. Формирование социально-психологического климата
коллектива дошкольного учреждения как условие предупреждения
профессионально-педагогического выгорания ............................................................................................... 13
Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблемы и направления индивидуализации
в художественно-эстетическом развитии дошкольников .......................................................................... 15
Григорьева О.А., Олейник С.П. Самостоятельная работа на уроках внеклассного чтения
в начальной школе ........................................................................................................................................... 18
Гумурзакова Г.В. Стратегическое планирование дошкольного образовательного учреждения
в условиях модернизации Российского образования ...................................................................................... 20
Манжелий Н.М. Организация дифференцированного обучения в начальной школе ............................... 22
Микляева Н.В. Технология составления рабочих программ воспитателей: к проблеме разработки ....... 24
Мирошнеченко А.В. Формирование полоролевой идентичности дошкольников
в процессе полового воспитания ..................................................................................................................... 27
Ратикова И.Н. К вопросу формирования метапредметных умений
на уровне начального общего образования ..................................................................................................... 30
Санникова Л.Н., Леонова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение
развития речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания ..................................................... 32
Чудинова Ю.Г., Лбова С.Д., Ширяева Р.Г. Особенности выстраивания взаимодействия
детского сада с семьей в современных условиях ............................................................................................ 35
РАЗДЕЛ 2
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Абрамовских Н.В., Григорьева М.Ю. Формирование навыков социального взаимодействия
младших школьников ...................................................................................................................................... 37
Алексеева О.В., Курина Ж.Е. Театрализованная деятельность как средство
педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школьному обучению
при помощи дополнительного образования .................................................................................................... 41
Блясова И.Ю. Ценностно-правовой подход в профилактике девиантного поведения подростков .......... 44
Верхотурова Ю.А. Японские традиции воспитания детей раннего возраста:
преемственность в российских семьях ............................................................................................................ 47
Зырянова С.М., Койнова Е.В. Практические аспекты проблемы формирования
коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста ................................................... 49
Зырянова С.М., Ферзалиева А.Т. Проблемы развития музыкальной одаренности в системе дошкольного
образования ...................................................................................................................................................... 51
Карпова Е.Г. Педагогические условия развития словесного творчества дошкольников .......................... 54
Мирошниченко Т.В. Интегрированный подход к использованию музыкотерапии
в начальной школе ........................................................................................................................................... 56
3
Стр.3
Павлюченко В.В. Педагогические условия применения здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе начальной школы ............................................................................................... 58
Синебрюхова В.Л., Загайская Е.Д. Диагностика сформированности учебной самостоятельности
у детей младшего школьного возраста............................................................................................................. 61
Тимофеева Л.Л., Майер А.А. Актуальные проблемы построения продуктивного взаимодействия ДОО
с семьями воспитанников ................................................................................................................................ 64
Филиппова А.Р. Способы формирования аргументативных умений у детей дошкольного возраста ....... 66
Халикова В.В. Интегративный подход к образовательному процессу
в ДОУ как условие развития субъектности детей дошкольного возраста ...................................................... 69
Юревич С.Н., Малявкина Л.Н. Культурологический подход
к духовно-нравственному воспитанию дошкольников ................................................................................... 72
Яковлева Т.В., Середа С.А. Лингворегионоведческая компетенция младших школьников ..................... 74
РАЗДЕЛ 3
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Абашина В.В. Субъектная позиция будущих педагогов дошкольного образования в вузе ...................... 77
Абдина Р.П. Подготовка педагога начального образования
к художественно-эстетической деятельности детей ....................................................................................... 82
Атаманчук Н.М. Особенности педагогов, работающих с одаренными детьми ........................................ 84
Давыдова О.И. Традиции и инновации в этнопедагогической подготовке педагогов
дошкольного и начального образования в современных условиях ................................................................ 87
Епанчинцева Н.М. Современные условия повышения квалификации педагогов
дошкольного образования ................................................................................................................................ 89
Клевака Л.П. Методы обучения в женских начальных учебных учреждениях
Полтавской губернии (вторая половина ХІХ – начало ХХ вв.) ...................................................................... 91
Лашкова Л.Л. Профессиональная адаптация выпускников педагогических вузов
в образовательных организациях ..................................................................................................................... 93
Левшина Н.И. Имидж как профессионально-значимое качество педагога ............................................... 96
Толмачева В.В. Сущность и содержание концепции формирования социально-экологической
готовности педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников .................................................... 98
Шанц Е.А. Некоторые подходы к социальному партнерству в профессиональном образовании ............ 101
Яланская С.П. Проблема развития творческой компетентности учителя начальных классов ................. 104
4
Стр.4