Позволяют вести синтетический и несложный аналитический учет, включающий ввод и корректировку бухгалтерских проводок, выполнение расчетов и вывод на печать оборотной ведомости, некоторых журналов-ордеров и первичных документов. <...> Программные средства данного вида обеспечивают ведение единого журнала операций, получение Главной книги, баланса, необходимых отчетных форм; – инструментальные системы (бухгалтерские конструкторы) – это программные продукты, способные гибко настраиваться на специфику выполняемых расчетов. <...> Бухгалтерские конструкторы основываются на 11 некой общей модели бухгалтерского учета, в которой специфика отдельных участков явно не выделена; – комплексы функциональных бухгалтерских автоматизированных рабочих мест состоят из отдельных, функционально законченных и взаимосвязанных АРМ, соответствующих основным разделам бухгалтерского учета. <...> Структура экономической информации Реквизит – это минимальная структурная единица информации, которую нельзя разделить на более мелкие составные элементы. <...> Основные определения: – классификация – один из методов изучения природы и исследования объектов путем их упорядочения и систематизации; – система классификации – совокупность правил, в соответствии с которыми производится разбиение множества изучаемых объектов на подмножества по значениям тех или иных характеристик и признаков, и получаемые при их использовании результаты; 22 – классифицирование – процесс ранжирования объектов по системе классификации; – классификационные группировки – множество или подмножество, объединяющее часть объектов, классифицированных по одному или нескольким признакам; – основание деления – признак, по которому производится деление классификационных группировок. <...> Последний уровень представляет собой совокупность классификационного множества. <...> Классификационное множество образует независимые классификационные группировки <...>
Предметно-ориентированные_информационные_системы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский федеральный университет»
М. В. Трофимова
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ставрополь
2014
Стр.1
УДК 004:378 (045.8)
ББК 22.18:74.58 я73
Т 76
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р техн. наук, профессор, проректор по науке и информационным
технологиям Н. В. Кандаурова
(Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт),
канд. эконом. наук, доцент О. И. Косьмина
Трофимова М. В.
Т 76 Предметно-ориентированные информационные системы:
учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. − 188 с.
Пособие содержит теоретический материал по дисциплине
«Предметно-ориентированные информационные системы».
Структурно материал включает четыре раздела, вопросы для
повторения после каждой темы, глоссарий.
Предназначено для подготовки бакалавров по направлению
230400.62 – Информационные системы и технологии.
УДК 004:378 (045.8)
ББК 22.18:74.58 я73
© Издательство Северо-Кавказского
федерального университета, 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения дисциплины «Предметно-ориентированные
информационные системы» является формирование набора профессиональных
компетенций бакалавра по направлению подготовки
– Информационные системы и технологии.
Основные задачи дисциплины:
– формирование теоретических знаний по разработке и использованию
информационных систем в различных предметных
областях (бухгалтерский учет, банковская деятельность, рынок
ценных бумаг и др.);
– развитие умений и навыков решения конкретных функциональных
задач автоматизации в разнообразных сферах деятельности;
– формирование навыков по применению автоматизированных
информационных технологий для решения практических задач.
Управление деятельностью предприятия (организации, фирмы)
в условиях рыночной экономики, включает следующие основные
функции:
– планирование, т. е. определение задач, которые необходимо
решить;
– пути и методы решения этих задач;
– учет и анализ хода их реализации;
– контроль соответствия задач плану работ по их решению;
– оперативное управление деятельностью структурных подразделений
по выполнению установленных заданий.
Информационные технологии позволяют унифицировать и
существенно ускорить эти трудоемкие процессы, обеспечить оперативность
при подготовке регулярной отчетности предприятий
(организаций, фирм) различного профиля для внутреннего использования,
вышестоящих и контролирующих органов.
В связи с этим возрастает потребность в квалифицированных
специалистах как в области информационных систем и технологий,
так и в области применения. Такой специалист должен уметь
формулировать требования к программным средствам; оценивать
их качество и эффективность; выбирать программные средства,
наиболее соответствующие запросам пользователей; участвовать в
разработке новых программных изделий или адаптации готовых
программных продуктов к конкретным условиям их применения.
3
Стр.3
В процессе освоения дисциплины студент должен:
– изучить:
1) принципы построения и функционирования информационных
систем в различных сферах деятельности;
2) основные требования к разработке предметноориентированных
информационных систем;
3) технологию обработки экономической информации с использованием
автоматизированных информационных технологий
в различных предметных областях;
4) особенности информационных технологий, используемых
в бухгалтерском учете, коммерческих банках, на фондовом
рынке;
5) основные функции и задачи предметной области, реализуемые
в условиях автоматизированных информационных технологий;
6)
общую характеристику и принципы построения предметно-ориентированных
информационных систем;
7) основные классы финансово-экономического программного
обеспечения;
– применить на практике типовые подходы к разработке программного
обеспечения в конкретной предметной области и оценке
его экономической эффективности, продемонстрировав:
1) знание современных методов и средств разработки алгоритмов
и программ, этапов производства программного продукта,
способов отладки, испытания и документирования прикладного
программного обеспечения; методов проектирования и разработки
адаптируемых программных средств; основных принципов организации
баз данных, способов построения баз данных; задач предметной
области и методов их решения; технологий проектирования
прикладного программного обеспечения; требований к надежности
и эффективности разрабатываемых программ;
2) умение использовать современные математические методы
в предметной области и оптимизацию; инструментальные средства,
поддерживающие разработку программного обеспечения;
формулировать и решать задачи проектирования программного
обеспечения с использованием различных методов и решений;
формулировать основные технико-экономические требования к
проектируемому программному обеспечению;
4
Стр.4
3) опыт программирования и использования возможностей
вычислительной техники и программного обеспечения; выбора
технологии и разработки, составления, отладки, тестирования и
документирования программы на языках высокого уровня; разработки
программ с применением объектно-ориентированных методов;
разработки проектных решений и их реализации в заданной
инструментальной среде.
В учебном пособии в соответствии с требованиями основной
образовательной программы подготовки выпускника по направлению
подготовки 230400.62 – Информационные системы и технологии
рассмотрены следующие вопросы:
– технологии обработки экономической информации с использованием
информационных технологий в различных предметных
областях;
– принципы построения и функционирования информационных
систем в различных предметных областях;
– основные требования к разработке предметноориентированных
информационных систем;
– особенности информационных технологий, используемых в
бухгалтерском учете, банках, на фондовом рынке;
– основные классы финансово-экономического программного
обеспечения;
– интегрированные информационные технологии профессионального
назначения.
Значение дисциплины в процессе формирования фундаментальных
и прикладных знаний бакалавра в области информационных
систем и технологий обусловлено компетентностной характеристикой
выпускника.
Важность изучения таких разделов дисциплины как бухгалтерские
информационные системы, банковские информационные
системы и технологии, информационные системы фондового рынка,
обусловлена требованиями основной образовательной программы,
их основополагающим значением в едином процессе изучения
дисциплин данного направления подготовки.
5
Стр.5